Translate

Поиск по блогу

Путь ко Христу. Елена Уайт. 13 проповедей. Ч.2


Путь ко христу. 13 важных уроков для христианина.
13 важных уроков для христианина.
Оглавление


ГЛАВА 8. Возрастание во Христе. 


ГЛАВА 8. Возрастание во Христе.




Внутреннее изменение, благодаря которому мы становимся детьми Божьими, названо в Библии рождением свыше. Оно также сравнивается с прорастанием доброго семени, посеянного сеятелем. Подобным же образом люди, только что обратившиеся ко Христу, должны, как "новорожденные младенцы", возрастать "в меру полного возраста Христова" (1 Петр. 2, 2; Еф. 4, 13) Как доброе семя, посеянное на поле, они должны расти и приносить плод. Пророк Исаия говорит, что их назовут "сильными правдою, насаждением Господа во славу Его" (Ис. 61,3). Эти примеры, взятые из мира природы, помогают нам лучше понять загадочные явления духовной жизни.
Человеческой мудрости и знаний недостаточно, чтобы дать жизнь самому крошечному существу. Растения и животные существуют лишь благодаря силе, которую вложил в них Бог. И духовная жизнь может зародиться в людях только от Бога. Если человек "не родится свыше" (Иоан. 3,3), он не сможет приобщиться к той жизни, ради которой приходил в наш мир Христос.
То же можно сказать и о росте. Растения расцветают и плодоносят силой Божьей. Бог дает семени "произвести сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе" (Мар. 4,28). Пророк Осия говорит, что Израиль "расцветет, как лилия", там будут "изобиловать хлебом и расцветут, как виноградная лоза" (Ос. 14,68). А Иисус предлагает нам: " Посмотрите на лилии, как они растут" (Лук. 12,27). Растения и цветы растут не собственной силой, не сами по себе, но потому, что получают от Бога все необходимое для жизни.
Ребенок, как бы он ни старался, не может прибавить себе росту. Так и вы не можете своими силами или хлопотами добиться духовного роста. И растения, и ребенок растут благодаря тому, что получают из окружающей среды все необходимое для жизни - воздух, солнечный свет и питание. Эти дары природы так же нужны животным и растениям, как и Христос нужен тем, кто на Него уповает. Он для них "вечный свет", "солнце и щит" (Ис. 60,19; Псал. 83,12). Он будет "росою для Израиля" (Ос. 14,6), "сойдет, как дождь на скошенный луг; как капли, орошающие землю" (Псал. 71,6). Он - живая вода, "хлеб сходящий с небес и дающий жизнь миру" (Иоан. 6,33).
Послав миру бесподобный дар в липе Своего Сына, Бог окружил всю землю атмосферой благодати, такой же реальной, как воздушная атмосфера. Все, кто стремится пребывать в этой животворной атмосфере, будут жить и возрастать до полного возраста во Христе Иисусе.
Как цветок стремится к солнцу, под сияющими лучами которого он приобретает совершенство формы и красоту, так и мы должны тянуться к Солнцу Праведности, чтобы нас озарял небесный свет и наш характер все более и более уподоблялся характеру Христа.
Тот же самый урок содержится в словах Христа: "Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете но Мне... Без Меня не можете делать ничего" (Иоан. 15, 4-5). Как ветвь не может расти и плодоносить, если не будет соединена со стволом, так и вы не сможете жить святой жизнью, если не будете пребывать во Христе. В отрыве от Него вы не имеете жизни. У вас нет силы сопротивляться искушению или возрастать в благодати и святости. Пребывая в Нем, вы будете жить полнокровно. Получая от Него жизненные силы, не лишитесь свежести и не останетесь без плода. Вы будете подобны дереву, посаженному у источника вод.
Многие считают, что часть этого дела нужно совершить самостоятельно. Они полагались на Христа в том, что относилось к прошению грехов, теперь же они пытаются своими силами вести правильную жизнь. Но подобные усилия не увенчаются успехом. Иисус говорит: "Без Меня не можете делать ничего". Наше возрастание в благодати, наша радость и полезность все зависит от единения со Христом. Только посредством ежедневного, ежечасного общения с Ним, пребывания в Нем мы сможем возрастать в благодати. Он не только начало, но и завершение нашей веры. Христос первый и последний, вечносущий. Он должен быть с нами не только в начале и в конце нашего пут. но и на каждом шагу. Давид говорит: " Всегда видел я перед собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь" (Псал. 15,8).
Вы спрашиваете: "Как мне пребывать во Христе?". Так же, как и в начале, когда приняли Его. "Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем" (Кол. 2,6). "Праведный верою жив будет" (Евр. 10,38). Вы отдали себя Богу, чтобы полностью принадлежать, служить и повиноваться Ему. Вы приняли Христа как Своего Спасителя. Вы не могли искупить свои грехи собственными заслугами или изменить свое сердце. Но, отдав себя Богу, уверовали в то, что ради Христа Он сделал все это для вас. Верой вы стали принадлежать Христу и верой должны возрастать в Нем, давая и принимая. Вам нужно отдать все: свое сердце, свою волю, свое служение; отдать Ему всего себя, чтобы исполнять все Ело веления. И вы должны принять все: полноту благословений в липе Христа, чтобы Он пребывал в вас и был вашей силой, вашей праведностью и помогал бы вам быть послушными.
Посвящайте себя Богу каждое утро. Пусть это будет вашим первым делом. Молитесь так: "Возьми меня. Господи, я всецело принадлежу Тебе. Я кладу все свои планы к Твоим ногам. Используй меня сегодня в Твоем служении. Пребудь со мной, чтобы все мои труды в Тебе совершались". Это необходимо делать каждый день. Каждое утро посвящайте себя Богу на предстоящий день. Подчиняйте Ему все свои планы. Будьте готовы выполнить их или отказаться от них, следуя тому, что Он в Своем предвидении укажет вам. Таким образом вы можете изо дня в день отдавать свою жизнь Богу, и она все более и более будет уподобляться жизни Христа.
Жизнь во Христе есть жизнь покоя. Христианин может не испытывать восторженных чувств, но он всегда будет иметь внутреннюю уверенность и спокойствие. Вы полагаетесь не на себя, а на Христа. Ваша немощь соединяется с Его силой, ваше неведение с Его премудростью, ваше бессилие - с Его всемогуществом. Вам не следует смотреть на себя и заострять внимание на своей личности. Взирайте на Христа! Размышляйте о Его любви, о красоте и совершенстве Его характера. Христос и Его самоотречение, Христос и Его уничижение, чистота и святость Христа, Его несравненная любовь - вот темы, достойные размышления. Вы сможете уподобляться Ему лишь в том случае, если будете любить Его, подражать Ему и полагаться на Него.
Иисус говорит: "Пребудьте во Мне". В этих словах выражена идея постоянства, уверенности, покоя. Он приглашает вновь: "Придите ко Мне,... и Я успокою вас" (Матф. 11,28). Ту же мысль высказывает Псалмопевец: "Покорись Господу и надейся на Него" (Псал. 36,7). А пророк Исайя уверяет: "В тишине и уповании крепость ваша" (Ис. 30,15). Этот покой не обретается в бездействии, потому что в приглашении Спасителя содержится не только обетование, но и призыв к труду: "Возьмите иго Мое на себя... и найдете покой душам вашим" (Матф. 11,29). Всецело полагающийся на Христа будет самым энергичным и ревностным тружеником на ниве Его.
Когда человек сосредоточивается на своем "я", он отвращается от Христа, Источника жизни и силы. Вот почему сатана все время пытается отвлечь внимание людей от Спасителя и тем самым воспрепятствовать их общению и единению со Христом. Он стремится направить ваши мысли на мирские удовольствия, житейские заботы и неурядицы, недостатки других людей, на ваше несовершенство. Не следует сосредоточиваться на себе и предаваться страху и тревожным мыслям относительно нашего спасения. Все это уводит нас от Источника силы. Доверьте свою жизнь Богу и уповайте на Него. Говорите и думайте об Иисусе. Ваше "я" должно раствориться в Нем. Отбросьте все сомнения и страхи. Скажите вместе с апостолом Павлом: "И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верой в Сына Божьего, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Гал. 2,20). Ищите покой и Боге. Он силен сохранить то, что вы вверили Ему. Если вы находитесь в Его руках, то все преодолеете силой Возлюбившего вас.
Приняв человеческую природу, Христос связал Себя с человечеством прочными узами любви. Если сам человек не захочет, то никакая сила не сможет разорвать их. Сатана будет все время искушать нас расторгнуть эти узы, принять решение жить без Христа. Вот почему нужно бодрствовать, молиться и прилагать усилия к тому, чтобы никакие соблазны не заставили нас избрать другого господина. Ведь за нами всегда остается право выбора. Сосредоточим свой взор на Христе, и Он сохранит нас. Пока мы взираем на Христа, мы находимся в безопасности. Никто не может вырвать нас из Его рук. Постоянно созерцая Его, мы "преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2 Кор. 3,18).
Именно так первые ученики приобретали сходство с нашим дорогим Спасителем. Когда эти ученики услышали слова Иисуса, они немедленно почувствовали, что именно Ело им недоставало Они искали Ело, нашли Его и последовали за Ним. Ученики были рядом с Ним дома, за столом, в уединенных местах, на природе. Они учились у Него каждый день, слушая и:" Его уст уроки святой истины. Смотрели на Него, как слуги на господина, чтобы понять свои обязанности. Эти ученики во всем были подобны нам (Иак. 5,17). Они вели ту же борьбу с грехом, что и мы, тоже нуждались в благодати, чтобы жить святой жизнью.
Даже возлюбленный ученик Иоанн, который более всех походил на Спасителя, не от природы обладал таким красивым характером. Он был не только честолюбивым и самоуверенным, но и невоздержанным, не терпящим возражений. Однако, когда ему открылся Божественный характер Христа, он увидел свои недостатки, и это смирило его. Сила и терпение, могущество и нежность, величие и кротость, которые он изо дня в день видел в Сыне Божьем, наполняли его восхищением и любовью. С каждым днем Иоанна все больше влекло ко Христу, пока любовь к Господу не вытеснила и:) его сердца любовь к себе. Он позволил Христу преобразить его обидчивый, честолюбивый характер. Возрождающая сила Святого Духа обновила сердце Иоанна. Йод действием любви Христовой в его характере произошли значительные перемены.
Союз с Иисусом обязательно приведет к подобным результатам. Если Христос живет в сердце, человек меняется полностью. Дух Христа, Его любовь смягчают и покоряют сердце, направляют помыслы и желания к Богу, ко всему вечному и непреходящему.
После того, как Христос вознесся на небо. Ело последователи продолжали ощущать Его присутствие. Он лично был с ними, исполненный света и любви. Иисус Спаситель, Который ходил, говорил, м (XI идея, ободрял и утешал, был взят на небо, когда на Его устах еще звучала весть мира. И когда Его окружило облако ангелов, в ушах Его учеников все еще .звучали слова: "Се, Я с вами во все дни до скончания века" (Матф. 28,20). Он вознесся на небо в человеческом образе. Ученики Его знали, что Он находится перед престолом Божьим, оставаясь их Другом и Спасителем, что Его любовь к ним неизменна, что Он все так же печется о страждущем человечестве. Христос указывает Богу на Свои заслуги, на Свою драгоценную кровь, на Свои пронзенные руки и ноги, напоминая о том, какой ценой совершено искупление людей. Они знали, что Он вознесся на небо, чтобы приготовить им там место, и что Он придет опять и возьмет их к себе.
Собравшись вместе после вознесения Христа, ученики горели желанием вознести Отцу Небесному свои просьбы во имя Иисуса. Серьезно и с благоговением они преклонили колени для молитвы, повторяя данное им обещание: "О чем ни попросите Отца во имя Мое, просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна" (Иоан. 16,23-24). Они все выше и выше простирали руки веры, произнося слова, в которых содержался неопровержимый довод: "Христос умер, но и воскрес. Он и одесную Бога. Он и ходатайствует за нас" (Рим. 8,34). И в день Пятидесятницы к ним сошел Утешитель, о Котором Христос сказал: "Он... в вас будет". И при этом Он заметил: "Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду. Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам" (Иоан. 14, 17; 16,7). Отныне Христос посредством Своего Духа должен был постоянно пребывать в сердцах Своих детей. Теперь они были ближе к Нему, чем во время Его пребывания на земле. От них исходили свет, любовь и сила живущего в них Христа, так что люди, глядя на них, "удивлялись...; между тем узнавали, что они были с Иисусом" (Деян. 4,13).
Сегодня Христос желает сделать для Своих детей все, что Он сделал для первых учеников. Когда Иисус в последний раз молился в узком кругу Своих учеников. Он сказал: "Не о них же только молю, но и о верующих в Меня но слову их" (Иоан. 17,20).
Иисус молился о нас, чтобы мы были едины с Ним, как Он един с Отцом. Какой это великий союз! Спаситель сказал о Себе: "Сын ничего не может творить Сам от Себя" (Иоан. 5,19); "Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела" (Иоан. 14,10). Следовательно, если Христос живет в нашем сердце, "Он производит в нас и хотение, и действие по Своему благоволению" (Фил. 2,13). Мы будем трудиться, как Он трудился. В нас проявится тот же дух. Пребывая в Его любви, мы будем во всем уподобляться Тому, "Который есть Глава Христос" (Еф. 4.15).




ГЛАВА 9. Как быть с сомнениями.


Многие из тех, кто только вступил на путь христианской жизни, бывают мучимы сомнениями. В Библии есть немало такого, что они не могут понять и объяснить, а сатана, пользуясь этим, старается поколебать их веру в Священное Писание. Такой человек спрашивает: "Как мне найти верный путь? Если Библия действительно есть Слово Божие, то как мне освободиться от моих сомнений и смущающих меня мыслей?"
Бог никогда не просил бы нас верить Ему, если бы не дал достаточно веских доказательств для утверждения нашей веры. Его существование, Его характер, истинность Его Слова основаны на свидетельствах, которые взывают к нашему разуму, и таких свидетельств достаточно. Однако Бог не исключил и возможности сомнения. Наша вера должна основываться на доказательствах, но таковыми вовсе не должны быть какие-то особые проявления. Ищущие сомнений всегда могут найти для них повод, но те, кто действительно желает знать истину, найдут достаточно доказательств, на которых можно основать свою веру.
Наш ограниченный ум не в состоянии полностью постичь характер или дела бесконечного Бога. Даже для самого проницательного и образованного человека это Святое Существо всегда останется непостижимой тайной. "Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес, что можешь сделать? глубже преисподней, что можешь узнать?" (Иова 11,7 -8).
Апостол Павел восклицает: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!" (Рим. 11, 33). Хотя сказано, что "облако и мрак окрест его, правда и суд - основание престола Его" (Псал. 96, 2), размышляя о Его заботе о нас и о побуждениях, которыми Он руководствуется, мы сможем увидеть неизреченную любовь и благодать, соединенные с Его безграничной силой. Мы можем понимать Его намерения лишь в той мере, в какой это понимание служит для нашего блага. Все остальное мы должны доверить в руки Всемогущего Бога, сердце Которого исполнено любви к нам.
Слово Божие, равно как и характер его Божественного Автора, содержит тайны, которые никогда не смогут полностью постичь люди. Появление греха в мире, воплощение Христа, воскрешение мертвых, возрождение и многое другое, описанное в Библии, является тайной слишком глубокой, чтобы человеческий разум мог ее понять и объяснить. Но у нас нет причин сомневаться в Слове Божием лишь только потому, что мы не можем уразуметь его до конца. В природе мы постоянно соприкасаемся с тайнами, н которые до конца не можем проникнуть. Даже в самых простейших формах жизни мы соприкасаемся с такими загадками, которые не доступны нашему разумению. Повсюду мы видим чудеса, которые выше нашего понимания. Должны ли мы поэтому удивляться, что в духовном мире также есть тайны, которые мы не в силах объяснить? Вся сложность заключается лишь в слабости и ограниченности человеческого ума. Священные Писания содержат в себе достаточно доказательств своего Божественного происхождения. Мы не должны сомневаться в Его Слове только потому, что не можем постичь все Его тайны.
Апостол Петр говорит, что в Писании "...есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной погибели, превращают" т. е., на современном языке, извращают (2 Петр. 3, 16).
Если бы Библия сообщала о Боге лишь то, что мы в состоянии понять, если бы ограниченный смертный ум мог постичь до конца Его величие и могущество, тогда она не носила бы на себе печать Божественного авторства. Именно ее величие и содержащиеся в ней тайны должны утверждать в нас веру в то, что она действительно истинное Слово Божие.
Библия открывает истину в простых словах, вполне отвечая на нужды и чаяния человеческого сердца, что изумляет и очаровывает самые образованные умы. В этой книге находят путь спасения и самые смиренные, и необразованные. И все же эти простые слова Библии говорят нам о таких возвышенных, глубоких и необъятных истинах, превосходящих уровень человеческого понимания, что мы можем принимать их только потому, что они открыты Самим Богом. Божий план спасения показан так ясно. что покаяние пред Богом и вера во Христа открываются нам как единственный путь ко спасению.
Но хотя эти истины доступны для понимания, за ними кроются тайны Божественной славы - тайны, которые не поддаются исследованию человеческим умом и, в то же время, наполняют неутомимого искателя истины благоговением и верой. Чем больше он исследует Писания, тем глубже становится его убеждение в том, что они являются словом живого Бога, и человеческий разум склоняется перед величием Божественного откровения.
Сознавая свою неспособность полностью понять великие библейские истины, мы тем самым признаем, что наш смертный ум не в силах охватить вечное, что человек с его ограниченными знаниями не может понять намерений всеведущего Бога.
Скептики и неверующие отрицают Слово Божие на том основании, что не могут постичь всех его тайн. Однако и не все, кто говорит, что верит в Библию, свободны от этой опасности. Апостол пишет: "Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого" (Евр. 3, 12). Хорошо, когда человек исследует тщательно учение Библии и вникает в "глубины Божии", насколько они открыты в Писании (1 Кор. 2, 10). В то же время, "сокрытое принадлежит Господу Богу нашему", а "открытое (принадлежит) нам" (Втор. 29, 29).
Сатана стремится ослабить способность человеческого ума к исследованию, и гордость нередко проявляет себя при изучении библейских истин. Поэтому некоторые люди раздражаются и чувствуют себя оскорбленными, когда не могут удовлетворительно объяснить каждое место в Писании. Им представляется слишком унизительным признать свою неспособность понимать вдохновенные слова. Они не хотят с терпением ожидать того времени, когда Бог найдет нужным открыть истину. Таким людям кажется, что они обладают достаточной мудростью для самостоятельного понимания Священных Писании, но, не имея в этом успеха, они начинают опровергать авторитет этой книги.
Верно, что многие теории и религиозные учения признаются основанными на Библии, но в действительности они противоречат общему содержанию богодухновенного Писания. У многих это вызывает сомнения и недоумения. Но в этом повинно не Слово Божие, а человеческие искажения священной книги Библии.
Если бы сотворенные Богом существа могли прийти к полному пониманию Бога и Его дел, то, однажды достигнув этого, они не имели бы возможности для дальнейших углублений в истину, для расширения познания, для развития ума и сердца. Бог более не являлся бы высшим Существом, а человек, придя к пределу знаний и достижений, перестал бы развиваться. Будем же благодарны Богу за то, что это не так.
Он беспредельно велик. "В Нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения" (Кол. 2, 3), и всю вечность люди будут познавать, учиться и никогда не исчерпают сокровищ Его мудрости, благости и силы.
Бог желает, чтобы истины Его Слова открывались Его народу уже теперь, в этой жизни. Такое познание можно приобрести только одним путем: через просвещение Святым Духом, Которым это Слово было дано. "Божьего никто не знает, кроме Духа Божия", "ибо Дух все проницает, и глубины Божии" (1 Кор. 2, 11.10). Спаситель обещал Своим последователям: "Когда же придет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину,... потому что от Моего возьмет и возвестит вам" (Иоан. 16, 13--14).
Бог желает, чтобы человек развивал свои умственные способности. Изучение Библии, как никакое другое занятие, может укрепить и возвысить наш ум. Но нам никак нельзя боготворить разум, так как он слаб и несовершенен. Для правильного понимания Слова Божия, даже самых простых его истин, мы должны иметь простоту и веру маленького ребенка, готовность учиться и просить помощи Святого Духа. Сознание силы и мудрости Божией, а также нашего бессилия постичь Его величие, должно наполнить нас смирением. Нам следует открывать Его Слово со святым благоговением, как если бы мы непосредственно находились в Его присутствии. Приступая к чтению Библии, мы должны признать, что над нами есть Высший Авторитет: наша душа и ум должны склониться перед великим "Я Есмь".
В Библии, как уже говорилось выше, есть много мест, которые кажутся трудными и не ясными для понимания, которые один только Бог может открыть тому, кто ищет разумения. И без руководства Духа Святого мы будем всегда находиться в опасности искажать и превратно толковать Священное Писание. Иные люди читают Библию без пользы, а в некоторых случаях - себе во вред, потому что приступают к этому без благословения и молитвы. Если мысли и чувства не направлены к Богу и не находятся в согласии с Его волей, читающему трудно избавиться от сомнений. В таком случае само чтение Библии усиливает скептицизм. Мысли человека оказываются во власти злого духа, который внушает читающему неверное толкование. Если люди не стремятся всецело быть в согласии с Богом, то, как бы образованы они ни были, им угрожает опасность заблуждаться в понимании Писаний, и поэтому опасно доверять их объяснениям. Человек, ищущий в Писаниях противоречия, не имеет духовного видения. При своих извращенных взглядах он найдет много причин для сомнения и неверия в том, что в действительности просто и ясно.
Как бы это ни скрывалось, но в большинстве случаев настоящая причина сомнений и скептицизма - любовь ко греху. Наставления и ограничения Слова Божия неприемлемы для гордого, любящего грех сердца, и те, кто не хотят подчиниться требованиям Писания, готовы сомневаться в его авторитете.
Чтобы найти истину, мы должны иметь искреннее желание познать ее и повиноваться ей. Все, приступающие с таким духом к изучению Библии, найдут множество свидетельств, что она есть Слово Божье. Они смогут понять ее истины, которые умудрят их ко спасению.
Христос сказал: "Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно" (Иоан. 7, 17). Вместо того, чтобы ставить Библию под сомнение и придираться к тому, что вам непонятно, обратите внимание на тот свет, который уже озаряет вас, и вы получите еще больший свет. Силою благодати Христовой вы исполните каждую обязанность, уже открытую вашему пониманию, и обретете способность понимать и выполнять то, в чем вы пока сомневаетесь.
Есть одно доказательство, понятное для всех, как образованных, так и самых простых людей, - это свидетельство личного опыта. Бог предлагает нам самим проверить подлинность Его Слова и верность Его обещаний. Он призывает нас: "Вкусите и увидите, как благ Господь" (Псал. 33,9). Не будем полагаться на слова других, нам следует самим вкусить и убедиться. Он обещает: "Просите и получите" (Иоан. 16, 24). Спаситель всегда был верен Своему слову. Его обещания будут исполнены. Те, кто доверялись им, не были разочарованы. Когда мы приближаемся к Иисусу и наслаждаемся полнотой Его любви, наши сомнения и духовная тьма исчезают во свете Его присутствия.
Апостол Павел пишет, что Бог избавил нас "от власти тьмы" и ввел "в царство возлюбленного Сына Своего" (Кол. 1, 13). И каждый, перешедший от смерти к жизни, "сим запечатлел, что Бог истинен" (Иоан. 3, 33). Он может засвидетельствовать: "Я нуждался в помощи и нашел ее в Иисусе. Господь ответил на все мои нужды и утолил голод моей души. И теперь для меня Библия - это откровение Иисуса Христа. Вы спрашиваете, почему я верю в Иисуса? - Потому что Он - мой Божественный Спаситель. Почему я верю Библии? Я понял, что она есть голос Божий, обращенный к моей душе. В самих себе мы можем найти подтверждение тому, что Библия - истина, что Христос - Сын Божий".
Апостол Петр призывает своих братьев "возрастать в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа" (2 Петр. 3, 18). Народ Божий, возрастая в благодати, обретает более ясное понимание Его Слова и учится видеть новый свет и новую красоту в Его священных истинах. Так было
во все века истории Церкви и так будет до конца. "Стезя праведных - как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня" (Притч. 4, 18).
Верою мы можем заглянуть в будущее и уразуметь Божье обещание того, что способности нашего ума и силы души, находясь в живой непосредственной связи с Источником света, будут приобретать все новую силу. Мы можем радоваться тому, что все смущающее нас в Божьем провидении тогда станет ясным, все трудно понимаемое тогда получит свое объяснение. И там, где наш ограниченный разум видел только смущение и несбывшиеся надежды, мы увидим совершенную гармонию. "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1 Кор. 13,12).


Есть книга, в которой "се сказано, все решено, после которой ни в чем нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни... Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии, заключаются только в большем проникновении в таинственную глубину /той божественной книги, в сознании ее живых, вечно непреходящих глаголов.
В. Белинский




ГЛАВА 10. Вера и принятие.


Когда Дух Святой пробуждает совесть, вы начинаете видеть пагубность греха и его разрушительную силу, испытываете комплекс вины.
Видя, какое горе приносит грех, вы смотрите на него с отвращением, сознаете, что он разлучил вас с Богом и поработил. Чем больше вы боретесь с ним, тем яснее видите свою беспомощность, внутреннюю испорченность и нечистоту. Понимаете, что в вашем сердце прочно укоренились грех и себялюбие. Жаждете прощения, чистоты, свободы. Как же вам прийти в согласие с Богом, уподобиться Ему?
Внутренний мир - вот, что вам нужно: прощение от Бога и любовь в сердце. Ни деньги, ни интеллект, никакие человеческие знания не сделают Вас обладателем этого мира. Бессмысленно пытаться приобрести его своими усилиями. Бог предлагает его вам даром, "без серебра и без платы" (Ис. 55,1). Он уже дарован вам. Нужно только протянуть руку и взять его. Господь говорит: "Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю" (Ис. 1,18), "и дам вам сердце новое и дух новый дам вам" (Иез. 36, 26).
Вы исповедали свои грехи и оставили их. Решили отдать себя Богу. Теперь идите к Нему и просите Его очистить вас от грехов, дать новое сердце. И верьте, что свершится это, потому что Он обещал. Этому учил Христос, живя на земле: мы должны верить в получение обещанного дара Божия и он будет принадлежать нам. Иисус исцелял от болезней, когда люди глубоко верили в Его силу. Спаситель помогал им видимым образом, чтобы все поверили в то, что Он может совершать нечто невидимое - прощать грехи. Он ясно сказал об этом при исцелении расслабленного: "Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,... встань, возьми постель твою и иди в дом твой" (Мат. 9,6). Евангелист Иоанн, говоря о чудесах Христа, подтверждает эту мысль: "Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его" (Иоан. 20,31).
Из простого библейского повествования о том, как Иисус исцелял больных, мы узнаем, что, веруя в Него, и мы можем получить прощение грехов.
Вернемся к рассказу об исцелении расслабленного в Вифезде. Бедный страдалец был совершенно беспомощным, он не мог ходить тридцать восемь лет. Однако Иисус повелел ему: "Встань, возьми постель твою и ходи". Больной человек мог бы сказать: "Господи, если Ты исцелишь меня, я выполню Твое повеление". Но он поверил словам Христа, поверил тому, что исцелен, и сразу попытался встать; выразил готовность пойти - и пошел. Он поступил по слову Христа, и Бог дал ему силу. Больной выздоровел.
Ваши грехи привели Вас в такое же положение. Вы не можете искупить свои прошлые грехи, изменить свое сердце и стать святым. Но Бог обещает сделать все это для вас через Христа. Верьте Его обещанию. Исповедайте свои грехи и отдайте себя Богу. Примите решение служить Ему. Как только вы сделаете это. Бог обязательно исполнит Свое слово. Вы будете исцелены так же, как расслабленный, которому Христос дал способность ходить в тот момент, когда больной поверил, что исцелен. Все возможно верующему.
Не ждите, пока почувствуете, что выздоровели, но скажите: "Я верю этому не потому, что чувствую себя здоровым, а потому, что Бог обещал".
Иисус говорит: "Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам" (Матф. 11,24). Это обещание дано на одном условии: мы должны просить то, что угодно Богу. Но Бог как раз и хочет очистить нас от греха, сделать Своими, дать нам силу жить святой жизнью. Поэтому мы можем просить об этих благословениях, верить, что получим их, и благодарить Бога за то, что уже получили. Какое это преимущество - приходить к Иисусу, очищаться от греха и стоять перед законом Божьим без стыда и угрызений совести! "Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу!" (Рим. 8,1).
А посему вы принадлежите не себе и куплены дорогой ценой. "Нетленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни,... но драгоценной кровью Христа как непорочного и чистого Агнца" (1 Петр. 1,18 - 19). Нам нужно просто поверить Богу, и Дух Святой вдохнет в вас новую жизнь. Вы теперь член Его семьи. Он любит вас так же, как Своего Сына.
Теперь, когда вы отдали себя Иисусу, не отступайте назад, не удаляйтесь от Него, но каждый день говорите: "Я - Христов, я отдал себя Ему". Просите, чтобы Он дал вам Святого Духа и хранил вас Своей благодатью. И как вы, отдавшись Богу и доверившись Ему, стали Его детьми, так и живите в Нем! Апостол Павел говорит: "Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем" (Кол. 2,6).
Некоторым кажется, что прежде, чем они смогут рассчитывать на Его благословение, нужно пройти определенные испытания и убедить Господа в своем исправлении. Но они уже сейчас имеют право на Божье благословение. Если люди не будут иметь благодати и Духа Христова, подкрепляющих их, они не смогут сопротивляться злу. Иисус желает, чтобы мы пришли к Нему такими, какие есть: со всеми своими грехами и немощами. Он желает, чтобы мы полагались на Него. Мы можем прийти к Нему со своими слабостями, порочностью, неразумием и пасть к Его ногам в раскаянии. По великой милости Своей Он заключит нас в объятия Своей любви, перевяжет наши раны, очистит нас от всякой нечистоты.
Именно здесь многие терпят неудачу. Они не верят, что Иисус прощает лично их. Они не верят Богу на слово. А жаль. Ведь все, кто исполняют поставленные Богом условия, имеют преимущество на личном опыте познать прощение, которое дарует им Бог. Он прощает все их грехи! Гоните прочь мысль о том, что обещания Бога предназначены не для вас. Они даны каждому кающемуся грешнику. Христос посылает ангелов, чтобы они несли Его благодать и силу каждой верующей душе. Каким бы грешным человек ни был, он может обрести силу, чистоту и праведность в Иисусе, Который умер за всех грешников. Христос готов снять с любого одежду, запятнанную и оскверненную грехом, и облечь в белую одежду праведности. Он предлагает грешнику жизнь вместо смерти.
Бог не поступает с нами так, как мы, смертные люди, поступаем друг с другом. Он относится к нам милостиво, с любовью и нежным сочувствием: "Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив", "изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако" (Ис. 55,7; 44,22).
Есть в Библии такие слова: "Ибо я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь - и живите!" (Иез. 18, 32). Сатана постоянно стремится скрыть от нас благословенные заверения Бога. Он хочет лишить человека всякой искры надежды, всякого луча света. Но мы не должны позволить ему этого. Не слушайте искусителя, но говорите: "Иисус умер, чтобы дать мне жизнь. Он любит меня и не хочет моей погибели. У меня есть сострадательный Небесный Отец; и, хотя я злоупотреблял Его любовью и растратил благословения, которые Он мне дал, встану, пойду к Отцу моему и скажу: "Я согрешил против неба и перед Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих".
В этой же притче говорится о том, как отец принимал блудного сына: "И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его" (Лук. 15, 18 - 20).
Но даже эта трогательная притча не может полностью передать безграничное сострадание Небесного Отца к нам, грешным. Господь говорит через Своего пророка: "Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение" (Иер. 31,3). В то время, как грешник находится в чужой стране, вдали от отчего дома и расточает свое имение, Отец тоскует по нему. И каждое желание вернуться к Богу, возникающее в сердце грешника, есть ни что иное, как отклик на нежный зов Святого Духа, Который зовет и влечет заблудшего к любящему Небесному Отцу.
Так можно ли сомневаться, имея такие библейские заверения? Можно ли думать, что Господь сурово взирает на бедного грешника, жаждущего вернуться, оставить свои грехи и прийти к Его ногам в раскаянии? Гоните прочь такие мысли! Ничто так не вредит душе, как подобные представления о нашем Небесном Отце. Он ненавидит грех, но любит грешника. В лице Христа Он отдал людям Себя Самого, чтобы все желающие были спасены и имели вечное блаженство в Царстве славы. Можно ли сказать более сильно и трогательно, чем сказал Он через пророка Исайю о Своей любви к нам? Вот Его слова: "Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя" (Ис. 49, 15).
Воспряньте же все сомневающиеся и робкие сердцем! Ведь Иисус жив, чтобы ходатайствовать за нас. Благодарите Бога за то, что Он даровал нам Своего возлюбленного Сына, и молитесь, чтобы Его смерть не была для Вас напрасной. Сегодня Святой Дух приглашает каждого. Придите к Иисусу! Сделав это от всего сердца, вы сможете рассчитывать на Его благословения.
Читая обещания Бога, помните, что в них отражена Его неизреченная любовь и милость. Бесконечно любящее сердце преисполнено нежным сочувствием к грешнику. "Мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов" (Еф. 1,7). Вы только верьте, что Бог - Ваш Помощник. Он хочет восстановить в человеке Свой нравственный образ. Когда вы с исповеданием и покаянием приблизитесь к Нему, Он приблизится к вам с милостью и прощением.




ГЛАВА 11. Наша жизнь и дела.


Бог есть источник жизни, света и радости для всей Вселенной. Словно солнечный свет и потоки живительной воды изливаются Его благословения на все Его творение. И когда Бог живет в сердцах людей, то и они становятся способными с любовью творить добро окружающим.
Наш Спаситель находил радость в том, чтобы поднимать и спасать падших людей. Ради этого Он не пожалел отдать Свою жизнь, пошел на крест, невзирая на поношение и позор. Ангелы также постоянно трудятся для счастья других. В этом они находят радость.
Себялюбивые люди считают унизительным для себя помогать несчастным, страдающим, грешным душам. Но как раз это является делом святых ангелов.
Дух бескорыстной любви Христа наполняет собою все небо и составляет саму суть небесного блаженства. Это тот дух, которым будут обладать последователи Христа, и он непременно проявится в их служении.
Если в нашем сердце живет любовь Христа, ее приятное благоухание невозможно скрыть от людей. Ее святое влияние почувствуют все, с кем мы будем общаться. Дух Христа, пребывающий в нас, будет подобен живительному источнику в пустыне, который освежает и утоляет жажду утомленного путника.
Любовь к Иисусу проявится в желании трудиться, как Он трудился для благословения и духовного подъема человечества; под ее влиянием мы станем более чуткими, добрыми и сострадательными ко всем созданиям Творца. Жизнь Спасителя на земле не была легкой, посвященной Самому Себе. Он настойчиво, неутомимо и со святым усердием трудился для спасения погибающих людей. От рождения до крестной смерти Он шел путем самоотречения, не уклоняясь от трудностей, изнурительных путешествий, утомительных забот и труда.
Иисус говорил о Себе: "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Матф. 20,28). В этом была главная цель Его жизни. Все остальное было для Него второстепенным, содействующим основному служению. И пищей, и питьем Его было исполнение воли Божьей. В неустанном труде Иисус забывал о Себе и Своих интересах.
Так и все те, кто причастен к благодати Христовой, будут готовы на любую жертву, чтобы сделать все возможное для улучшения мира, в котором живут. Этот дух является подлинным свидетельством воистину совершившегося обращения.
Как только человек приходит к Христу, в его сердце тотчас появляется желание всем рассказать. какого драгоценного друга он нашел в Иисусе. Спасительная и освящающая истина не должна остаться скрытой в душе. Если уж мы облечены в праведность Христа и исполнены радости пребывающего в нас духа Его, мы не сможем молчать. Если мы вкусили и увидели, как благ Господь, то у нас будет, что сказать другим. Подобно Филиппу, нашедшему Спасителя, мы всех будем приглашать к общению с Ним. Мы постараемся представить им привлекательность Христа и невидимые реальности грядущего мира. У нас проявится горячее желание идти стезей, по которой шел Иисус, и сказать окружающим: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Иоан. 1,29).
Наше стремление нести счастье другим принесет благословение и нам самим. Господь ожидает нашего участия в деле спасения. Он дал людям преимущество стать причастниками Божественного естества, чтобы они могли нести благословение ближним. Это самая высокая честь, самая великая радость, которую Бог даровал людям. Все, участвующие в этом служении любви, будут ближе к своему Творцу.
Господь мог бы поручить небесным ангелам нести людям Его Евангелие, благую весть любви и надежды. Он мог бы использовать и другие средства для осуществления Своей цели. Однако в беспредельной любви Он избрал нас Его помощниками. Мы можем трудиться со Христом и ангелами и разделять их благословения и радость, мы можем духовно возрастать в этом самоотверженном служении.
Мы начинаем жить в гармонии со Христом, когда осознаем Его великие страдания ради нашего спасения. Каждый самоотверженный поступок для блага других делает нас более милосердными, все теснее соединяет с Искупителем мира. Который, "будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою" (2 Кор. 8,9). Наша жизнь только тогда может быть подлинным благословением для нас, когда мы совершаем дело, ради которого были сотворены.
Лишь тогда, когда мы будем трудиться так, как этого желает Христос, мы будем чувствовать необходимость в более глубоком духовном опыте, более глубоком понимании Бога. Мы будем алкать и жаждать праведности, искать молитвенного общения с Богом, которое укрепит нашу веру, и душа будет стремиться к источнику спасения, чтобы утолить свою жажду. Затруднения и испытания, которые встретятся в жизни, побудят нас к постоянному исследованию Библии и непрестанной молитве. Мы будем возрастать в благодати и познании Христа и приобретем богатый духовный опыт.
Дух бескорыстного служения другим придает характеру человека твердость, постоянство и Христово любвеобилие, приносит ему мир и счастье. Его стремления становятся более возвышенными, в сердце не остается места для лености и эгоизма. Люди, пользующиеся христианскими дарами благодати, возрастут духовно и станут сильными в служении Богу. Они приобретут ясное духовное видение, непоколебимую, возрастающую веру и все большую силу в молитве. Дух Божий, влияя на души людей, вызовет в них святые созвучия. Все, что подобным образом бескорыстно трудятся для блага других, наиболее верно совершают свое спасение.
Мы возрастаем в благодати только тогда, когда бескорыстно, самозабвенно совершаем то дело, которое Христос возложил на нас, когда делаем все от нас зависящее, помогая нуждающимся, содействуя их счастью. Непрерывная деятельность делает нас сильными - это первое условие жизни. Тот, кто хочет сохранить свою духовную жизнь, ничего не делая для Христа, подобен тому, кто хочет есть, не работая. Человек, который не желает приводить в движение члены своего тела, вскоре потеряет всякую способность пользоваться ими. Так и христианин, который не использует данные ему Богом силы, не будет возрастать во Христе, но утратит и те силы, которые имел.
Церковь Христа - это предусмотренное Богом орудие для спасения людей. Ее задача - нести Евангелие всему миру. И обязанность эта возложена на всех христиан. Каждый в меру своих способностей и возможностей должен выполнять поручение Спасителя. Открывшаяся нам любовь Христа делает нас должниками всех, кто Его не знает. Бог дал нам свет не только для нас самих, но также и для распространения его на других.
Если бы последователи Христа ясно понимали свои обязанности, то тысячи проповедовали бы Евангелие язычникам там, где сегодня этим занимается лишь какой-то один вестник. Все, кто не может лично участвовать в этом труде, будут поддерживать его своими средствами, сочувствием и молитвами. И в христианских странах труд по спасению душ будет более значительным.
Если мы призваны совершать труд Христов в своей семье или среди окружающих людей по месту жительства, то нам нет необходимости ехать в дальние страны. Мы можем это делать на месте.
Наш Спаситель провел большую часть Своей земной жизни в тесной мастерской плотника в Назарете, где Он прилежно трудился. Ангелы были с Иисусом, когда Он общался с земледельцами и тружениками, не подозревавшими, что Он - Сын Божий. Иисус был верен в исполнении Своего долга, и когда занимался Своим скромным ремеслом, и когда исцелял больных или шел по бурным волнам Галилейского моря. Так и мы можем жить и трудиться с Иисусом, выполняя самые скромные обязанности, занимая самое невысокое положение.
Апостол Павел писал: "В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся перед Богом" (1 Кор. 7,24). Труженик-христианин может прославить своего Господа, честно выполняя свои обязанности на своем рабочем месте. Если он - верный последователь Христа, его религия проявится во всех его действиях, открывая людям дух Христа. В трудолюбивом и верном работнике может отражаться образ Того, Кто с величайшим старанием выполнял и самую простую работу, когда жил среди холмов Галилеи. Каждый, именующийся христианином, должен так трудиться, чтобы и другие, увидев его добрые дела, могли прославить своего Творца и Искупителя.
Некоторые отказываются служить Христу своими природными способностями, ссылаясь на то, что другие обладают большими талантами, дарованиями для этой цели. По их мнению, служить Богу должны только особо одаренные люди. Многие даже думают, что Бог наделил такими дарами определенный, избранный класс людей, а другие, якобы, не призваны участвовать в труде и получать награды за него. Но в притче о талантах так не сказано. Когда хозяин дома призвал своих слуг, он указал каждому на его дело.
Наши самые скромные и незначительные обязанности мы можем выполнять с любовью, "как для Господа" (Кол. 3,23). Если любовь Божия живет в нашем сердце, то она проявится и в повседневной жизни, и в обыденных делах. Мы будем распространять вокруг себя Христово благоухание и оказывать на других благословенное влияние.
Не нужно ждать благоприятных обстоятельств и возможностей или необыкновенных дарований для того, чтобы трудиться для Бога. Не беспокойтесь о том, что будет думать о вас этот мир. Если ваша повседневная жизнь свидетельствует в пользу чистоты и искренности вашей веры и люди убеждаются в том, что вы желаете принести им пользу, ваши усилия не будут напрасными.
Самые смиренные и простые ученики Иисуса могут быть благословением для других. Часто они даже не сознают, что делают что-то особенно хорошее, но их не произвольное благотворное влияние может вызвать волны благословений, которые будут расходиться дальше и сильней, хотя сами последователи Иисуса могут и не знать о плодах своего влияния до дня окончательного воздаяния. Им и невдомек, что они совершают что-то великое. Таким людям не нужно тревожиться об успехе, а спокойно идти вперед, добросовестно совершая дело, порученное Богом. Тогда их жизнь не будет напрасной. Они будут все больше уподобляться Христу. Являясь соработниками Бога в этой жизни, они готовятся к более высокому труду и светлой радости жизни грядущей.



ГЛАВА 12. Познание Бога.


Многообразны пути, которыми Бог стремится открыть Себя нам и привести к общению с Собой. Природа непрестанно влияет на наше сознание и чувства. Любовь и слава Божия, явленные в делах Его рук, производят глубокое впечатление на человека с открытым сердцем. Внимательно прислушиваясь к сокровенной жизни природы, он слышит и понимает, чему Бог желает научить его через Свое творение. Зеленеющие поля, величественные деревья, почки и цветы приглашают нас познать Бога; плывущие облака и слава небес говорят нам о Нем, падающие капли дождя и журчащий ручеек обращают наши умы к Тому, Кто создал их.
Наш Спаситель объяснил Свои драгоценные истины, иллюстрируя их явлениями и картинами природы. Деревья, птицы, полевые цветы, холмы, озера, небесный свод, а также, и повседневные события жизни переплетаются и находятся в тесной связи со словами истины и заботами трудовой жизни человека.
Бог желает, чтобы Его дети помнили о Нем и наслаждались мирной, тихой прелестью природы, которой Он украсил их земной дом. Бог любит все прекрасное в этом мире, но красота характера для Него превыше внешней привлекательности. Он хочет, чтобы мы совершенствовали в себе чистоту и простоту, которые так привлекают нас в цветах.
Если мы будем рассматривать творения Божии во Вселенной, чутко прислушаемся ко всему, что нас окружает, то воспримем уроки послушания и доверия. От гигантских звезд, которые непрерывно движутся по незримому, предначертанному для них пути, до мельчайших атомов - все в природе повинуется воле Творца. Бог заботится обо всем и содержит все, что Он сотворил. Тот, Кто управляет бесчисленными мирами необъятной Вселенной, в то же самое время заботится о маленькой птичке, которая беззаботно поет свою незатейливую песню.
Наш Небесный Отец нежно заботится о всех нас: Он видит, когда мы идем на работу, слышит, когда мы молимся. Его око над нами, когда мы ложимся спать и когда пробуждаемся. Ему известно, когда богач пирует в своем дворце, а бедняк собирает своих детей вокруг скудной трапезы. Бог знает о всякой пролитой слезе, и ни одна улыбка не остается не замеченной Им.
Если бы мы все это глубоко уразумели, у нас исчезли бы необоснованные беспокойства и излишние тревоги. В своей жизни мы не имели бы тех многих разочарований, которые сегодня доставляют нам так много огорчений. Потому что буквально все - большое или малое - мы предавали бы в руки Бога, Которой не может быть ни смущен, ни обременен никаким множеством забот.
Восхищаясь красотой земли, подумайте о грядущем мире, где не будет печали, греха и смерти, где природа не будет носить на себе ни тени проклятья. Представьте себе родину спасенных и помните, что она будет прекраснее, чем может это себе представить самое смелое и живое воображение. Разнообразные Божьи дары в природе являются лишь самым слабым отражением Его славы. Написано: "Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2,9).
Поэты и ученые могут многое сказать о природе, но только христианин видит любовь Божию к людям во всем многообразии и понимает, что горы, долины, реки и моря - все было сотворено во благо человеку. И только тот, кто признает во всем этом творение рук Небесного Отца, может по-настоящему наслаждаться красотой природы и наивысшим образом оценивать ее.
Бог обращается к нам посредством Своего вмешательства и через влияние Своего Духа на наше сердце. Из всего, с чем мы встречаемся в нашей повседневной жизни, из перемен, которые ежедневно происходят вокруг нас, можно извлечь ценные уроки, если только мы открыты для их понимания. Размышляя о дивной Божьей заботе. Псалмопевец говорит: "Милости Господней полна земля" (Псал. 32,5). "Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа" (Псал. 106,43).
Бог также обращается к нам через Свое Слово. В Библии более ясно и полно раскрываются свойства Его характера, великое дело спасения и взаимоотношений с людьми. Она рассказывает нам о патриархах, пророках и других личностях древности. Они были людьми, подобными нам (Иак. 5,17). Подобно нам, они падали духом и боролись с унынием; как и мы, впадали в искушение и все же снова ободрялись, и побеждали силою благодати Божией. Читая о них, мы укрепляемся духом в нашем стремлении к праведности. Когда мы узнаем об удивительных опытах, через которые они прошли, когда мы видим, каким светом, какой любовью, каким благословением они пользовались, какие совершали дела через дарованную им благодать - тогда Тот же Дух, Который вдохновлял их, зажжет и в наших сердцах искру святой радости и желание быть подобными им по характеру, подобно им ходить с Богом.
Иисус сказал о ветхозаветных Писаниях, и это тем более верно относительно Нового Завета: "они свидетельствуют о Мне" (Иоан. 5,39), то есть о Спасителе, в Котором сосредоточены все наши надежды на вечную жизнь. Да, вся Библия говорит о Христе. Начиная с первого повествования о сотворении мира - ибо "без Него ничто не начало быть, что начало быть" - до последнего обещания "Се, гряду скоро!", мы читаем о Его делах и слышим Его голос (Иоан. 1,3; Откр. 22,12). Если мы желаем лучше узнать Спасителя, нам необходимо исследовать Священное Писание.
Пусть же слова Божии проникнут в ваши души. Это - живая вода, утоляющая жгучую жажду. Это - живой хлеб, сшедший с небес. Иисус говорит: "Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни". Затем Он объяснил сказанное: "Слова, которые говорю Я вам, есть дух и жизнь" (Иоан. 6,53,63). Питаясь дарами земли, мы укрепляем свое тело. Происходящее в физическом мире наблюдается и в духовной жизни. То, над чем мы размышляем, дает нравственную опору и силу нашей духовной природе.
Искупление - это тайна, в которую желают проникнуть ангелы. Ее будут изучать и воспевать искупленные всю нескончаемую вечность. Разве это не заслуживает самого пристального и тщательного исследования уже сейчас? Беспредельное милосердие и любовь Иисуса, жертва, принесенная ради нас, достойны самого серьезного и благоговейного размышления. Мы должны сосредоточить свое внимание на характере нашего дорогого Искупителя и Ходатая, глубже задуматься и осмыслить цель Его миссии - спасти "людей Своих от грехов их". Если мы будем посвящать время размышлениям о небесных истинах, то наша вера и любовь укрепятся; наши молитвы будут все более приемлемыми для Бога, потому что они будут живыми и пылкими, все более исполненными веры и любви. Мы обретем большую уверенность в Иисусе, мы будем ежедневно видеть Его силу, спасающую всех приходящих через Него к Отцу.
Размышляя о совершенстве Спасителя, мы возгораемся желанием обновиться и уподобиться Его чистому образу. В душе появляется жажда походить на Того, Кем мы восхищаемся. Библия написана не только для ученых, напротив, она предназначена для простых людей. Великие истины, необходимые для спасения, ясны, как день. И никто не ошибется и не собьется с пути, если только не будет ставить свое собственное суждение выше ясно открытой воли Божией.
Чтобы знать о том, чему учат Св. Писания, мы должны сами исследовать слова Божии вместо того, чтобы полагаться на свидетельства других. Если мы предоставим другим думать за нас, наши духовные силы ослабеют, притупятся. Мы потеряем способность воспринимать всю глубину истины Слова Божия. И, наоборот, наш ум укрепится, нам откроется удивительная красота и ценность Библии, если мы будем серьезно исследовать взаимосвязи библейских тем, сравнивая один текст с другим, сопоставляя духовное с духовным. Ни что так не укрепляет ум, как изучение Св. Писания. Никакая другая книга не обладает такой силой возвышать мысли, оживлять разум, как Библия с ее глубокими, облагораживающими истинами. Если бы Слово Божие исследовалось должным образом, люди бы имели широту ума, благородство характера и твердость в целях, т. е. все то, чего так недостает в наше время.
Беглое чтение Писаний приносит мало пользы. Можно прочитать Библию от начала до конца и все же не уразуметь всей ее красоты, не уловить глубины ее сокровенного смысла. Лучше изучать одно место Писания до тех пор, пока его содержание и значение не станет ясным и Божественный замысел спасения понятным, чем бегло читать многие главы, не имея определенной цели и не извлекая для себя жизненно важных уроков. Пусть всегда ваша Библия будет с вами! При любой возможности читайте ее и старайтесь запоминать прочитанное. Даже идя по улице, вы можете прочесть какой-то отрывок, поразмышлять над его содержанием и таким образом закрепить его в памяти.
Без серьезного исследования Библии, без изучения ее с молитвой мы не можем обрести истинной мудрости. Некоторые части Священного Писания настолько ясны, что их невозможно не понять. Но в других местах смысл не так очевиден, и с первого прочтения не все воспринимается. Поэтому необходимо сравнивать один текст с другим. Тщательное исследование и молитвенное размышление будет щедро вознаграждено. Подобно рудокопу, который находит жилы драгоценного металла, скрытого под поверхностью земли, неутомимый исследователь Слова Божия будет находить истины величайшей ценности, недоступные поверхностному чтению Библии. Вдохновенные слова, если только они осмыслены и взвешены в сердце, будут подобны потокам, текущим из Источника жизни вечной.
Никогда не следует изучать Библию без молитвы. Прежде, чем открыть ее страницы, мы должны просить о просвещении Святым Духом, и оно будет нам дано. Когда Нафанаил пришел к Иисусу, Спаситель сказал: "Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства". Нафанаил спросил: "Почему Ты знаешь меня?". Иисус ответил: "Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя" (Иоан. 1,47-48). Иисус и сегодня видит нас, когда мы в уединении молимся Ему, просим себе прозрения, чтобы уразуметь, что есть истина. Ангелы из мира Света будут посланы к тем, кто в смирении сердца ищет Божественного руководства.
Дух Святой возвеличивает и прославляет Спасителя. Его дело заключается в том, чтобы открыть нам Христа, чистоту Его праведности, величие спасения, которое Он принес человечеству. Иисус говорит: "От Моего возьмет и возвестит вам" (Иоан. 16,14). Только Дух Божий может научить Божественной истине. Как же должен быть дорог для Бога человеческий род, если Он отдал Своего единородного Сына на смерть ради нас и послал Своего Святого Духа, чтобы Он непрестанно учил и вел нас!




ГЛАВА 13. Радость в Господе.


Дети Божии призваны быть представителями Христа, жизнь которых свидетельствует о Его доброте и милости. Как Иисус открыл нам истинный характер Отца, так и мы должны открывать Христа тем, кто ничего не знает о Его нежной любви и сострадании. "Как Ты послал Меня в мир. - сказал Иисус, - так и Я послал их в мир". "Я в них, и Ты во Мне,... да познает мир, что Ты послал Меня" (Иоан. 17, 18.23).
И апостол Павел писал ученикам Иисуса: "Вы показываете собой, что вы - письмо Христово", "узнаваемое и читаемое всеми человеками" (2 Кор. 3,3.2). В лице каждого из Своих детей Иисус посылает письмо этому миру. Если вы - последователь Христа, то в вашем лице Он посылает письмо вашей семье и всем вашим соседям. Иисус, живущий в вас, желает достичь мыслей и чувств каждого из тех, кто еще не знаком с Ним.
Они, возможно, не читают Библию или не слышат голос, который обращается к Ним с ее страниц. Они не видят любви Божьей, явленной в делах рук Его. Но если вы - верный представитель Христа, то, может быть, через вас они будут приведены к некоторому пониманию Его милосердия и испытают побуждение любить Его и служить Ему.
Христиане уполномочены быть носителями света на пути к небу. Они должны освещать мир тем светом, который получают от Христа. Их жизнь и характер должны давать людям правильное представление о Христе и Его служении. Истинные последователи Христа сделают служение Ему привлекательным, каким оно и является на самом деле. Христиане, которые вынашивают в своей душе уныние и печаль, которые ропщут и жалуются, несут другим неправильное представление о Боге и христианской жизни. Они создают впечатление, будто Богу не угодно, чтобы Его дети были счастливы, и этим они ложно свидетельствуют о нашем небесном Отце.
Дьявол торжествует, когда ему удается ввергнуть детей Божьих в неверие и отчаяние. Он злорадствует, когда видит, что мы не доверяем Богу и сомневаемся в Его готовности и силе спасти нас. Он ликует, когда мы думаем, что Провидение Божие причиняет нам вред. Сатана делает все, чтобы представить Господа немилосердным и безжалостным. Он искажает истину и внушает людям ложные понятия о Боге. А мы вместо того, чтобы размышлять о Божественной истине, слишком часто мысленно останавливаемся на ложных представлениях сатаны и бесчестим Бога тем, что не доверяем Ему и ропщем на Него. Сатана постоянно стремится чем-то омрачить религиозную жизнь. Он хочет, чтобы она казалась изнурительной и трудной. И если христианин своей жизнью подтверждает такое представление о религии, то он помогает врагу.
Многие люди слишком часто думают о своих ошибках, недостатках, разочарованиях. Сердца их наполнены печалью и унынием. Когда я была в Европе, одна сестра, терзаемая отчаянием, написала мне и просила утешить и ободрить ее. В ту же ночь после получения ее письма мне приснилось, что я была в саду и человек, который, казалось мне, был его хозяином, водил меня по его тропинкам. Я рвала цветы и наслаждалась их благоуханием в то время, как эта сестра, шедшая рядом, обратила мое внимание на колючки, которые мешали ей идти. Она жаловалась и роптала. Она не шла по дорожке сада вслед за проводником, но ходила среди колючек и терновника. "Как жаль, что этот прекрасный сад обезображен терновником", - горевала она. Тогда проводник сказал ей: "Оставьте эти колючки, вы только поранитесь о них. Собирайте розы, лилии и гвоздики".
Разве в вашей жизни не было светлых радостных мгновений, когда ваше сердце восторженно билось под воздействием Духа Божия? Оглядываясь назад и вспоминая пережитое, неужели вы не сможете найти нечто приятное? Разве обетования Божьи, подобно душистым цветам, не растут вдоль вашего пути? Неужели вы не хотите, чтобы их красота и благоухание наполнили ваше сердце радостью?
Шипы и колючки будут причинять вам лишь раны и боль. И если вы рвете их и предлагаете другим, то вы не только сами пренебрегаете милостью Божией, но мешаете и другим идти тропою жизни.
Неразумно хранить в своей памяти неприятные воспоминания прошлого, наши грехи, разочарования, все время говорить о них, оплакивать их, пока уныние не одолеет нас совершенно. Унывающий человек объят мраком, он препятствует свету Божьему проникнуть в его душу и бросает тень на путь других.
Благодарите Бога за светлые минуты, которые Он подарил нам. Будем же в своей памяти связывать воедино все доказательства Его любви, чтобы постоянно взирать на них. Будем думать о Сыне Божьем, Который оставил престол Своего Отца и сокрыл Свою Божественность в человеческом естестве, чтобы спасти человека от силы сатаны; думать о Его победе, одержанной для нас и открывшей небеса, чтобы люди имели возможность верою увидеть Царство славы Божией. Вспомним о падшем человечестве, спасенном из бездны погибели, куда вверг его грех, и вновь приведенном в согласие с Предвечным Богом, и о том, что все, выдержавшие Божественное испытание через веру в Искупителя, оказываются облеченными в праведность Христа и восхищенными к Его престолу - вот те истины, над которыми Бог приглашает нас размышлять.
Сомневаясь в любви Божией и не доверяя Его обещаниям, мы бесчестим Его и огорчаем Святого Духа. Как чувствовала бы себя мать, если бы ее дети постоянно жаловались на то, что она не желает им добра, тогда как она всеми силами заботится об их интересах и живет для их счастья? Если бы они сомневались в ее любви, это ранило бы ее сердце. Как чувствовал бы себя любой человек, если бы его дети так относились к нему?
Что может думать о нас наш Небесный Отец. когда мы не доверяем Его любви - любви, которая побудила Его отдать на смерть своего единородного Сына, чтобы мы могли получить жизнь вечную. Апостол пишет: "Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?" (Римл. 8, 32). И все же очень многие, если не словом, то делом говорят: "Господь не предназначил это для меня. Возможно, Он любит других, но не меня".
Все это только вредит нашей душе, потому что каждое слово сомнения навлекает на нас искушения сатаны и утверждает в нас склонность к маловерию, огорчает ангелов, и они вынуждены удаляться от нас. Когда сатана искушает вас, не произносите ни слова сомнения или уныния. Если же вы будете слушать его нашептывания, то ваш ум наполнится недоверием и возмущением. Говоря об этом другим, вы не только вредите себе, ной сеете в сознании окружающих вас людей семя, которое прорастет и принесет горький плод в их жизни. Влияние ваших слов может оказаться непоправимым и губительным для них. Вы, возможно, перенесете искушение и выпутаетесь из сетей сатаны, но другие, поколебавшиеся под вашим влиянием, может быть, не смогут избавиться от посеянного вами сомнения. Поэтому так важно говорить лишь о том, что дает духовную силу и жизнь!
Ангелы внимательно вслушиваются в то свидетельство о своем небесном Учителе, которое вы несете миру. Будем же больше говорить о Том, Кто "всегда жив, чтобы ходатайствовать" за нас перед Отцом. Когда вы приветствуете друга, пусть ваше сердце и уста будут полны хвалы Богу. Это привлечет его мысли к Иисусу.
Все люди встречают испытания, печали, которые тяжело переносить, искушения, которым трудно противостоять. Не несите ваши скорби смертным людям, но поведайте о них Богу в молитве. Возьмите за правило никогда не высказывать ни единого слова сомнения или уныния. Ваши слова надежды и одобрения могут сделать многое, озаряя жизнь других и подкрепляя их силы.
Многие немощные души бывают тяжело подавлены искушением. Они почти готовы сдаться в борьбе со своим "я" и с силами зла. Не лишайте уверенности таковых в их тяжелой борьбе, Поддержите их ободряющими словами надежды. И тогда свет Христов будет сиять в вашей жизни. "Никто из нас не живет для себя" (Римл. 14,7). Наше влияние, о котором мы даже не подозреваем, может ободрить и укрепить других или, напротив, привести их в уныние и удалить от Христа и истины. Многие люди имеют неправильное представление о характере и жизни Христа. Они думают, что Христос был лишен сердечной теплоты и жизнерадостности, что Он был суров, строг и печален. И поэтому часто христианская жизнь некоторых бывает окрашена мрачными тонами.
Часто говорят, что Иисус плакал, и неизвестно, улыбался ли Он когда-нибудь. Наш Спаситель, действительно, был "Мужем скорбей, изведавшим болезни". Он открывал Свое сердце для всех горестей людских. Но хотя Его жизнь и была полной самоотречения и обремененной скорбями и заботами, дух Его не был подавлен. Его лицо не выражало скорби или недовольства, но всегда свидетельствовало о внутреннем спокойствии. Сердце Иисуса было источником жизни, и куда бы Он ни приходил, всегда приносил с Собой покой и мир, радость и счастье. Спаситель был всегда серьезным и целеустремленным, но никогда не был мрачным и угрюмым. Жизнь Его последователей будет отмечена целенаправленностью и наполнена глубоким сознанием личной ответственности. Легкомыслие исчезнет, не будет буйного веселья и грубых шуток. Религия Иисуса Христа приносит мир, который подобен тихой полноводной реке. Она не гасит света радости, не подавляет веселого настроения и не наводит тень на счастливое, улыбающееся лицо. Христос пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить другим; и если истинная любовь царит в нашем сердце, то мы будем следовать Его примеру.
Если мы будем постоянно думать о недобрых или несправедливых поступках других, то не сможем любить их так, как Христос возлюбил нас. Но когда наши мысли сосредоточены на чудесной любви и сострадании Христа к нам, мы сможем проявлять тот же дух в своем отношении к ближним. Мы должны любить и уважать друг друга независимо от ошибок и недостатков, которые мы не можем не замечать. Необходимо развивать в себе смирение и скромность и воспитывать в себе терпеливое и снисходительное отношение к ошибкам других. Это уничтожит в нас мелочное себялюбие и сделает нас великодушными и благожелательными.
Псалмопевец пишет: "Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину" (Псал. 36,3). "Уповай на Господа!" Каждый новый день приносит свои тяготы, заботы и трудности. Встречаясь вместе, мы больше всего говорим друг с другом о наших затруднениях и испытаниях. Сколько ненужных тревог одолевают нас! Сколько страхов и беспокойства вторгается в нашу жизнь! И они настолько подавляют нас, что мы совершенно теряем из вида милосердного Спасителя. А люди, окружающие нас, могут думать, что у нас нет сострадающего любящего Спасителя, готового слышать наши просьбы и послать помощь в трудное для нас время.
Некоторые люди живут в постоянном страхе и суете. А между тем, они каждый день окружены очевидными доказательствами Божьей любви, пользуются обильными дарами Его Провидения, но не замечают Его благословений. Их мысли постоянно сосредоточены на различных неприятностях, которые, по их мнению, грозят им в будущем, или на каком-то действительном, но, фактически, незначительном затруднении, которое настолько ослепляет их, что они перестают видеть то многое, за что должны были бы благодарить Господа. Трудности, с которыми они сталкиваются, не приближают их к Богу - единственному Источнику помощи - а, наоборот, удаляют от Него, вызывая беспокойство и ропот.
Можем ли мы проявлять такое неверие? Почему мы так неблагодарны и так недоверчивы? Ведь Иисус - наш лучший Друг, и все Небо заинтересовано в нашем благополучии! Не дадим же суете и тревогам повседневной жизни будоражить наш ум и волновать сердце! В противном случае у нас всегда будут причины для раздражения и смятения. Мы не должны пребывать в такой озабоченности, которая только смущает и обременяет нас, и вовсе не помогает переносить испытания.
Может быть, вас постигают неудачи в житейских делах и вам грозят потери, а будущее представляется мрачным и бесперспективным? Не падайте духом! Возложите свои заботы на Бога и оставайтесь спокойными и бодрыми! Просите у Бога мудрости, чтобы управлять своими делами благоразумно и избежать потерь и бед! Делайте все, что от вас зависит, чтобы достигнуть положительных результатов. Иисус обещал Свою помощь, но и мы, со своей стороны, должны прилагать усилия. И если вы вполне доверились вашему всесильному Помощнику и сделали все, что могли, - смело смотрите в будущее!
Воля Божия состоит не в том, чтобы Его дети были обременены заботами. Однако наш Господь не обманывает нас. Он не говорит нам: "Не бойся. На твоем пути опасности нет". Потому что Он знает, что есть и опасности, и испытания. Он прямо говорит нам об этом. Бог не берет Свой народ из мира греха и зла, но указывает нам на безопасное убежище. Иисус молился за Своих учеников: "Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла" (Иоан. 17, 15).
В Нагорной проповеди Христос преподал Своим ученикам урок о необходимости доверять Богу. Эти наставления были предназначены для того, чтобы ободрять детей Божьих во все времена. Они и сегодня содержат для нас столь обильные поучения и утешения. "Взгляните на птиц небесных, - приглашал Иисус Своих последователей, - они не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их". Далее Спаситель спрашивает: "Вы не гораздо ли лучше их?" (Матф. 6, 26). Великий Бог заботится о людях и животных, простирает Свою руку и удовлетворяет нужды Своих созданий. Птицы небесные не оставлены без Его внимания. Он не кладет им пищу прямо в клюв, но предусмотрел все необходимое для их существования. Они должны собирать зерна, которые Он рассыпал для них. Они должны заготавливать строительный материал для своих маленьких гнезд и кормить своих птенцов. С веселым пением они совершают свой труд, потому что "Отец ваш Небесный питает их". А "вы не гораздо ли лучше их?" Вы, способные мыслить и сознательно поклоняться Богу, не гораздо ли ценнее птиц? Неужели Наш Творец и Хранитель, создавший нас по Своему образу и подобию, не пошлет нам все, в чем мы нуждаемся, если только мы полагаемся на Него?
Христос обратил внимание Своих учеников на обильно растущие повсюду полевые цветы с их очевидной красотой, которой Небесный Отец наделил их в знак Своей любви к человеку. Он сказал:
"Посмотрите на полевые лилии, как они растут". Простая прелесть живых цветов далеко превосходит великолепие, с которым одевался Соломон. Самый ослепительный наряд, созданный человеческим искусством, не может сравниться с естественной сияющей красотой созданных Богом цветов. Иисус спрашивает: "Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь. Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры" (Матф. 6, 28.30). Как нежны и разнообразны краски, которыми Бог, Небесный Художник, украшает цветы, увядающие за день! Насколько же больше Он заботится о тех, кто сотворен по Его Собственному образу? Слова Христа порицают беспокойство, замешательство и сомнения маловерного сердца.
Господь желает видеть Своих сыновей и дочерей счастливыми и послушными. Иисус говорит: "Мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается". "Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна" (Иоан. 14, 27; 15, 11).
Счастье, к которому стремятся из корыстных побуждений, отказываясь от исполнения долга, не может быть долговечным и прочным. Оно быстро проходит, а человек, искавший его, остается в одиночестве и печали. Служение Богу приносит радость и удовлетворение. Христианин не живет в неопределенности. Он не подвержен ненужным горестям и разочарованиям. Даже если мы не наслаждаемся удовольствиями в этой жизни, мы можем радоваться в ожидании жизни грядущей.
Уже здесь, на земле, христианин может испытывать радость общения со Христом, наслаждаться светом Его любви, постоянно утешаться Его присутствием. С каждым шагом нашей жизни мы можем становиться ближе к Иисусу, обретать более глубокий опыт в познании Его любви и приближаться к славной и мирной Отчизне. Поэтому не будем оставлять упования нашего, но, как никогда раньше, исполнимся твердой уверенности. "До сего места помог нам Господь" и будет помогать до конца (1 Цар. 7, 12). Посмотрим назад, в прошлое, на те памятные вехи, когда мы ясно видели помощь Божью и избавление от руки противника. Будем помнить о всех заботах и милостях, проявленных к нам: о слезах, которые Он осушил, боли, которую Он унял, беспокойствах и тревогах, которые Он рассеял, нуждах, которые Он восполнил, благословениях, которыми Он осыпал нас. - Таким образом мы укрепимся силою, чтобы пройти оставшийся путь нашего страдания.
Мы не можем не думать о трудностях, ожидающих нас в грядущей борьбе. Но, оглядываясь в прошлое и взирая на будущее, мы можем сказать: "До сего места помог нам Господь!. Как дни твои, будет умножаться .богатство твое" (Втор. 33, 25). Господь не пошлет нам испытания сверх наших сил. Поэтому будем трудиться каждый на своем месте, веря, что, каким бы ни было испытание, нам будет дана сила, достаточная, чтобы его перенести.
Вскоре откроются небесные врата для Божьих детей, и из уст Царя, как самую прекрасную музыку славы, они услышат слова благословения: "Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Матф. 25, 34).
Тогда искупленные будут радушно приняты в обители, которые Иисус приготовил для них. Их новые сограждане будут отличаться от тех, которые окружали их на грешной земле. Там не будет порока, нечестия, обмана, идолослужения. Спасенные будут общаться с теми, кто победил дьявола и силой Божественной благодати достиг совершенства характера. Каждая греховная наклонность, всякое несовершенство, которое теперь причиняет им страдания, будет удалено кровью Христа. Они окажутся наделенными Его славным сиянием, превосходящим яркость солнца. В них воссияет нравственная красота и совершенство Христова характера, затмевающие внешнее великолепие. Как и безгрешные существа они будут стоять перед великим Божьим престолом, разделяя величие и преимущества ангелов.
Взирая на славное наследие, которое ожидает его, "какой выкуп даст человек за душу свою?". Он может быть бедным, однако владеть таким внутренним богатством и достоинством, которыми мир никогда не может его наделить. Душа, искупленная и очищенная от греха, посвятившая все свои благородные силы служению Богу, бесценна в глазах неба. И все небо в присутствии Бога и святых ангелов радуется о каждой искупленной душе радостью, которая выражается в священных песнях величайшего триумфа.


Господь, Ты Сам меня нашел,
Когда, скорбя в неверии глубоком,
Во тьме блуждал я, путник одинокий,
Господь, Ты Сам ко мне пришел.
Не я, а Ты меня взыскал,
Когда душа была палима жаром.
Ты, первым возлюбив, сказал:
Бери и пей живую воду даром.
Ты, Боже, Сам меня призвал
Из тьмы в Свой чудный свет.
Своею смертью смерть попрал, -
У смерти больше жала нет.