Оглавление общее
1. Матфея 5:1-12
2. Матфея 5:13-26
3. Матфея 5:27-48
4. Матфея 6:1-15
5. Матфея 6:16-34
6. Матфея 7:1-14
7. Матфея 7:15-29
8. Десять Заповедей + Доп.Статьи
Оглавление к Части №5
ОТ МАТФЕЯ ГЛ. 6
О посте
(16-18)
О сокровише
(19-21)
Глаз –
светильник (22-23)
Служение
двум господам (24)
О заботах
(25-34)
Не заботьтесь
о жизни (25)
Бог кормит
птиц (26)
Много ли даст
нам наша забота!? (27)
Бог заботится
о растениях (28-30)
Отец знает
наши нужды (31-32)
Заповедь с
обетованием. (33-34)
О посте (16-18)
Синодальный перевод
|
Современный перевод
|
16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
|
16 А когда поститесь, не уподобляйтесь лицемерам с унылыми лицами, ибо они принимают мрачный вид, чтобы люди видели, что они постятся. Истинно говорю вам, что уже сполна выдана им награда.
17 Когда ты постишься, приведи себя в порядок и умой лицо своё,
18 чтобы не видели люди, что ты постишься, а только Отец твой Тайный. И тогда Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе за это".
|
Комментарии Женевской Библии
17 помажь голову твою. Символ радости (ср. Пс. 22,5; 44,8; 103,15; Ис. 61,3); в быту это делали каждый день, кроме поста (Дан. 10,3). Тот, кто не умащал голову елеем, как бы выставлял напоказ свое благочестие, демонстрируя всем, что он пребывает в посту.
Комментарии Джона Райла
16-18 Пост, или временный отказ от пищи с целью приведения тела в подчинение духу, практикуется обычно совместно с молитвой. Давид постился, когда заболел его сын; Даниил - когда искал откровения от Бога; Павел и Варнава постились перед рукоположением пресвитеров, а Есфирь перед тем, как идти к Артаксерксу.
Однако о посте в Новом Завете мы не находим ни одной заповеди. По всей видимости, пост - личное дело верующего. В отсутствии заповеди о посте есть великая мудрость. Многие бедняки живут впроголодь, поэтому принуждать их поститься - жестоко. А сколько людей страдает от всевозможных болезней, при которых отказ от пищи может усугубить страдания. Пост - личное дело каждого верующего, и не наше дело смотреть по сторонам, кто постится, а кто нет. Но об одном всегда следует помнить: поститься следует тайно, так, чтобы об этом никто не знал, чтобы "явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим".
О сокровише (19-21)
Синодальный перевод
|
Современный перевод
|
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
|
19 "Не накапливайте сокровищ на земле, где тлен и ржавчина разрушают их и воры врываются и крадут.
20 Лучше копите себе сокровища на небе, где ничто-ни тлен, ни ржавчина-не уничтожит их и куда воры не могут проникнуть и украсть. 21 Ибо где ваше сокровище, там будет и ваше сердце.
|
Комментарии Женевской Библии
19 ржа. В греческом языке это слово означает не только "ржавчину", т.е. коррозию металла, но и плесень, гниение дерева и т.п. Все временное, мирское тленно.
Комментарии Джона Райла
19-20 Любовь к миру. Величайшая опасность для души человека - его любовь к миру. И не удивительно, что Господь так строго говорит об этом. Мир является коварным врагом. С первого взгляда он кажется безопасным, и мы пытаемся найти в нем счастье, избегая открытого греха. Но мир полон подводных рифов, на которых многие потерпели кораблекрушение. Потерпевшие собирали "себе сокровищ на земле", забыв о том, что собирать надо "себе сокровища на небе". Будем же помнить об этом. Где ваше сердце? Что вы любите больше: земное или небесное? От вашего ответа зависит ваша жизнь. Если сокровище ваше земное, то сердце - мирское. "Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше".
Глаз – светильник (22-23)
Синодальный перевод
|
Современный перевод
|
22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;
23 если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
|
22 Глаз-источник света для тела, и потому если глаза твои здоровы, то и всё тело полно света.
23 Но если глаза твои больны, то и всё тело полно тьмы! И если тьма твой единственный источник света, то как же ужасна эта тьма!
|
Комментарии Женевской Библии
23 свет. При свете мы видим, а значит "свет, который в тебе" - это свет, в котором мы истолковываем окружающий мир. Если мировоззрение ложно, тогда восприятие действительности будет искаженным.
Комментарии Джона Райла
21-23 Стремление к одной цели - секрет духовного благосостояния. При плохом зрении очень просто споткнуться и упасть. Внимание должно быть сфокусировано на одном предмете. Если в глазах двоится, то цели не достичь. Нельзя служить Христу и миру. Ковчег и Дагон не могут стоять рядом. Единственным правителем сердца должен быть Бог. Его закону, Его воле, Его предписаниям должна подчиняться вся внутренность наша. До тех пор пока сердце не настроится на восприятие этих истин, все останется, как в тумане. "Все тело твое будет темно".
Что же говорит Господь о посте? Слова "помажь голову твою и умой лице твое" имеют большое значение. Они учат нас, что мы должны показать людям, что христианство - это счастье. Уныние и печаль не имеют ничего общего с ним. Неужели для вас служение Христу бремя? Конечно, нет! Тогда не ведите себя так, будто вы не довольны.
Чему же мы можем научиться у нашего Господа? Прежде всего, тому, чего мы должны остерегаться и о чем молиться . Как живут большинство так называемых христиан? Они собирают "себе сокровищ на земле". Их вкусы, их образ жизни, их привычки свидетельствуют об их бедственном положении. Номинальные христиане не собирают "себе сокровища на небе". Будем же внимательны к словам нашего Господа, чтобы не погрузиться в пучины ада. Преступление закона Божьего убивает тысячи людей, а любовь к миру - сотни тысяч.
Служение двум господам (24)
Синодальный перевод
|
Современный перевод
|
24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
|
24 Никто не может служить двум господам, ибо он будет ненавидеть одного господина и любить другого или станет верным слугой одному и нерадивым другому. Не можете вы быть слугою и Богу, и деньгам".
|
Комментарии Джона Райла
24 Чему учат нас слова "око чисто"(22ст.) (в английском переводе "single eye" - "око одно" - Прим. пер.)? Многие христиане не видят ясной цели и пути своего служения. В наших церквах тысячи христиан страдают от того, что у них нет четкой ориентации, что делать. Они берутся то за одно, то за другое дело, но у них ничего не получается, а почему, они не знают. Ответ прост: не видя ясно цели, они стараются угодить то Богу, то человеку, то Христу, то миру. Не будем же совершать подобной ошибки. Давайте бескомпромиссно следовать за Христом. Пусть нашим девизом станут слова апостола Павла: "...простираясь вперед, стремлюсь к цели..." (Фил. 3:13,14). Тогда мы станем счастливыми христианами, солнце осветит наше лицо, а в сердце и разум проникнет дивный свет. "Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло".
О заботах (25-34)
Не заботьтесь о жизни (25)
Синодальный перевод
|
Современный перевод
|
25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души* вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
Греч. сл. cuxh' :1) дыхание, преимущественно дух, душа, сознание; 2) жизнь ;
|
25 "Поэтому говорю вам: не заботьтесь о том, что есть и что пить для поддержания жизни вашей, ни об одежде для тела вашего. Ведь жизнь значит больше пищи, а тело - одежды.
|
Комментарии Джона Райла
25 Эти стихи - яркий пример того, что учение Господа Иисуса Христа исполнено мудрости и сострадания. Христу известно состояние сердца человека. Он знает, что человек, оправдывая свое нежелание прислушаться к Его словам, часто приводит такой аргумент: "Я завишу от того, что в мире. Разве у меня нет семьи, о которой я должен заботиться? А мои плотские нужды? Как можно выжить, заботясь лишь о духовном?" Господь Иисус предвидел подобные вопросы и поэтому уже дал на них ответ.
Иисус запрещает духу беспокойства править нами. Четырежды Он говорит: "Не заботьтесь". О жизни, о пропитании, об одежде, о дне завтрашнем - не заботьтесь. Чрезмерная забота, чрезмерное беспокойство уведут вас от Христа. Благоразумная забота - дело правое, но беспокойство, разъедающее душу, как ржавчина, - нет.
Иисус Христос напоминает, что Бог заботится обо всем, что сотворил Сам. Не Он ли дал жизнь? Так почему же Он не даст всего, что необходимо, чтобы поддержать жизнь. Не Он ли дал нам тело? Почему же вы думаете, что Он не оденет его в одежды? Тот, Который даровал нам жизнь, даст хлеб, чтобы продолжить это бытие.
Бог кормит птиц (26)
Синодальный перевод
|
Современный перевод
|
26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
|
26 Посмотрите на птиц в небе! Они не сеют и не жнут, не собирают урожая, а ваш Отец Небесный кормит их. Разве вы не значите гораздо больше, чем они?
|
Комментарии Женевской Библии
26 не сеют. Суть не в том, что птицы ничего не делают, а в том, что они не беспокоятся о будущем. Тревога о дне завтрашнем свидетельствует о недоверии к Богу, Его провидению и заботе (32,33). См. статью "Божественное провидение".
Много ли даст нам наша забота!? (27)
Синодальный перевод
|
Современный
|
27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту* [хотя] на один локоть*?
*Греч. слово h'liki'an 1.возраст, возмужалость;2.рост
*Греч. слово ph'xun предплечье, локоть (мера длины в 46 см.).
|
27 Да и кто из вас может заботой продлить свою жизнь хоть на час?
|
Комментарии Женевской Библии
27 на один локоть. Мера длины приблизительно 60 см. Это слово употреблено, по всей видимости, иносказательно, в значении "короткий отрезок" (скорее времени, чем пространства).
Комментарии Джона Райла
27 Господь Иисус Христос указывает на бесполезность чрезмерной заботы. Наша жизнь, безусловно, в руках Божьих. Забота всего мира не сможет продлить ее ни на минуту. Никто из нас не может добавить и часа к своей жизни. Но в то же время никто не может и отнять у нас этот час.
Для нашего наставления Господь приводит в пример птиц небесных . У них нет запасов еды на будущее. "Они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы", они буквально живут днем сегодняшним, собирая то, что есть. Бог дал им инстинкт, согласно которому они и живут. Птицы призваны научить нас, что человек, исполняя свой долг на том месте, где поставлен, не будет нуждаться.
Бог заботится о растениях (28-30)
Синодальный перевод
|
Современный перевод
|
28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
|
28 И зачем беспокоитесь об одежде? Посмотрите на полевые цветы, как они растут: они не трудятся и не шьют себе одежды.
29 Говорю вам, что даже Соломон со всем своим великолепием не имел таких одеяний, какие имеют они.
30 И раз Бог с такой роскошью одевает полевые растения, которые сегодня есть, а завтра будут брошены в печь, то разве не оденет Он вас, маловеров, ещё лучше?
|
Комментарии Джона Райла
28 Иисус Христос призывает нас обратить внимание на цветы полевые. Год за годом они цветут всевозможными красками, при этом не прилагая ни малейшего усилия для этого, они "ни трудятся, ни прядут". Господь Бог Своим могуществом дает им прекрасное одеяние каждый год. Тот же самый Бог является Отцом для всех верующих. Почему же верующие должны сомневаться в том, что Бог не даст им во что одеться? Заботящийся о смертных цветах, позаботится и о телах-обителях бессмертных душ.
Отец знает наши нужды (31-32)
Синодальный перевод
|
Современный перевод
|
31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
|
31 Так не беспокойтесь и не говорите: "Что нам есть?" или "Что нам пить?", или "Во что одеться?"
32 (Язычники беспокоятся обо всём этом.) Ваш же Отец Небесный знает все ваши нужды.
|
Комментарии Джона Райла
32 Господь говорит, что тот, кто чрезмерно заботится о мирском, не достоин имени христианина . Язычники живут для окружающего их мира. Пусть язычник, если ему это угодно, заботится о том, как наполнить свой мирок добром: язычник ведь ничего не знает ни об Отце, ни о небесах. Но христианин, просвещенный знанием, испытывается верою и довольством. Обездоленные и лишенные тех, кого любим, мы не скорбим, "как прочие, не имеющие надежды" (1 Фес. 4:13). Излишняя забота о мирском уравнивает нас с миром, у которого нет ни Христа, ни Бога Отца.
Заповедь с обетованием. (33-34)
Синодальный перевод
|
Современный перевод
|
33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы.
|
33 Заботьтесь прежде всего о Царстве Божьем и о праведности, а всё прочее будет вам дано в дополнение. 34 И не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день принесёт с собой свои заботы. Каждый день полон своих забот".
|
Комментарии Женевской Библии
33 Ищите же прежде царства Божия и правды Его. Наиболее важным в жизни должны быть суверенная Божия воля и правильные отношения с Ним. Это и означает "правда", т.е. праведность (см. 3,15). Суета и забота с праведностью несовместимы; сомневаясь в благости Божией или в Его всевластии, мы уходим от истинных целей жизни. Бог удовлетворит нужды тех, кто всецело полагается на Него.
Комментарии Джона Райла
33 Господь дает нам милостивое обещание как лекарство от духа чрезмерной заботы. Христос уверяет нас, что если мы будем искать "прежде Царства Божия", то все, что нам действительно необходимо в этой жизни, "приложится" нам. Писание говорит: "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу"; "...ходящих в непорочности Он не лишает благ" (Рим. 8:28; Пс. 83:12).
34 Господь заканчивает Свои наставления мудрой мыслью. День "завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы". Не стоит взваливать на себя груз забот, которые еще не пришли. У нас есть, чем заняться сегодня, завтра же займемся тем, что будет завтра. Мы не имеем ни малейшего представления, что случится завтра, - может быть, мы умрем. Ясно одно, нести крест и сегодня, и завтра нам поможет Тот, Кто этот крест дает нести.
Все эти уроки входят в сокровищницу золотых наставлений нашего Господа. Будем же применять их в нашей жизни. Важно не только читать, но и исполнять написанное. Будем помнить, что чрезмерная забота противна учению Иисуса Христа, поэтому будем молить, чтобы Господь не дал духу чрезмерной заботы завладеть нами. Этот дух приносит несчастье: добрая половина наших тревог порождены волнениями о тех вещах, которые никогда не случатся с нами. Где наша вера? Где доверие словам Спасителя? Не коснулась ли нас тень стыда при прочтении этих слов? Сколь верны слова Давида: "Я был молод, и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба" (Пс. 36:25)!