Translate

Поиск по блогу

"Нагорная проповедь" Иисуса Христа. Мт.7:1-12 (Ч.6)



Оглавление общее
1. Матфея 5:1-12
2. Матфея 5:13-26
3. Матфея 5:27-48
4. Матфея 6:1-15
5. Матфея 6:16-34
6. Матфея 7:1-14
7. Матфея 7:15-29
8. Десять Заповедей + Доп.Статьи


Оглавление к Части №6
ОТ МАТФЕЯ ГЛ. 7
Сучок и бревно (1-6)
Как не быть осужденным. (1-5)
«Не давайте святыни псам» (6)
Молитва о благих дарах Божьих (7-11)
Просящий получает (7-8)
Отец Небесный даст Святого Духа просящим (9-11)
Делай другим, что хотел бы, чтобы они делали тебе; тесные ворота (12-14)
«Золотое правило» христианства (12)
Широкая и узкая дорога (13-14)

ОТ МАТФЕЯ ГЛ. 7 
Сучок и бревно (1-6) 
Как не быть осужденным. (1-5) 
Синодальный перевод 
Современный перевод 
1 Не судите, да не судимы будете,  
2 ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить. 

3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?  

4 Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?  
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего.  
1 "Не судите других, и не судимы будете,  
2 ибо Бог будет судить вас точно так, как вы судите других, и отмерено вам будет Богом соответственно тому, как вы отмеряете другим.  
3 Почему ты замечаешь соринку в глазу у ближнего своего, а у себя в глазу не замечаешь бревна?  
4 Как можешь ты сказать собрату своему: "Дай я выну у тебя соринку из глаза", если у тебя самого в глазу бревно?  
5 Лицемер, прежде вынь бревно у себя из глаза и тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза своего собрата. 

Комментарии Женевской Библии 
1 не судите. Иисус запрещает один вид суда, но поощряет другой. Осуждать других за ошибки, значит отказывать в прощении (6,14.15); допустим лишь кроткий и смиренный укор - мы должны признать сначала, что сами грешим больше. Существует и необходимый, благой суд, который не осуждает, но отличает веру от неверия (ст. 6). Об их различии сказано в ст. 16. 

Комментарии Джона Райла 
При прочтении этих стихов очень важно не пойти по пути их ложного понимания. К сожалению, этими стихами злоупотребляют враги Евангелия, превращая их из лекарства в яд.  
Говоря "не судите", Господь Иисус не имел в виду, что мы не можем иметь своего собственного мнения о событиях и людях, нас окружающих. Мы обязаны иметь собственное мнение, более того, призваны "все испытывать" (1 Фес. 5:21) и испытывать духов, от Бога ли они (1 Ин. 4:1). Иисус Христос не говорит, что мы не должны замечать грех других людей. Такое толкование слов Господа противоречит всему Писанию. При таком толковании слов Иисуса Христа земля была бы "отдана в руки нечестивых" (Иов. 9:24), расцвела бы ересь и злом наполнились бы дела наши.  
Что же имел в виду наш Господь, осуждая везде и всюду ищущий ошибки дух? В своих словах Христос запрещает обвинять других в незначительных проступках, яростно осуждать, не разобравшись в сути дела, преувеличивать ошибки и несовершенства ближних и ставить их ниже себя. Такое поведение было обычным для фарисеев. Так вели себя раньше, так ведут себя и сейчас. Следует помнить об этом. Любовь "всему верит, всего надеется" (1 Кор. 13:7).  
  
«Не давайте святыни псам» (6) 
Синодальный перевод 
Современный перевод 
6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.  
6 Не бросайте псам ничего, что свято, не бросайте перед свиньями жемчуга вашего. Иначе свиньи затопчут его, а псы повернутся и набросятся на вас.  

Комментарии Женевской Библии 
6 Не давайте святыни. Под святыней подразумевается проповедь, благовествование о Царстве. Не следует проповедовать тем, кто со злостью и глумлением отвергает Благую Весть (10,14; 15,14). Книга Деяний апостолов иллюстрирует этот принцип практическими примерами (Деян. 13,44-51; 18,5.6; 28,17-28). 
Комментарии Джона Райла 
Кроме того, эти стихи указывают нам на то, что важно проявлять благоразумие, выбирая, с кем и когда говорить о вере. Всему свое время. Наша ревность должна смягчаться осмотрительностью в выборе времени, места и человека. Соломон говорит: "Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя" (Прит. 9:8). Неразумно открывать каждому свои соображения по духовным вопросам. Многие по причине своего необузданного характера и распутных привычек не могут достойно оценить Евангелие, более того, слыша благую весть, они с еще большей страстью кидаются в распутство. В данном случае наша попытка сделать что-либо доброе для их душ является не чем иным, как метанием жемчуга перед свиньями (Мтф. 7:6) 
Настойчивое свидетельство не приносит им пользы, а напротив, - вредит, вызывая злость и раздражение. Они, как иудеи из Книги Деяния святых апостолов, противятся и злословят (18:6) или как Навал - "человек злой, нельзя говорить с ним" (1 Цар. 25:14) 
Перед нами нелегкий урок, как и что правильно говорить. Здесь требуется мудрость. Часто мы более осторожны, чем ревностны, чаще помним слова "время молчать", нежели - "время говорить".  
Тем не менее, урок этот призывает нас исследовать собственное сердце. Не встречал ли я с прохладой или даже с негодованием добрые советы своих друзей? Не говорил ли им, что мир дороже истины? Не отвечал ли грубостью желающим помочь мне? Как часто каждый из нас совершал подобные ошибки. 
  
   
Молитва о благих дарах Божьих (7-11) 
Просящий получает (7-8) 
Синодальный перевод 
Современный перевод 
7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;  
8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. 
7 Просите и воздастся вам, ищите и найдёте. Стучитесь и дверь отворится перед вами.  
8 Кто просит, получит; кто ищет, всегда найдёт; и откроется дверь перед тем, кто стучится.  

Комментарии Джона Райла 
В последней части этого отрывка говорится, что на нас лежит обязанность молиться . Кроме того эти стихи поощряют нас это делать. Они гармонично связаны с теми уроками, которые Христос только что преподал нам. Как узнать, когда "время молчать", а когда "время говорить", когда свидетельствовать, а когда не бросать "жемчуга вашего перед свиньями"? Молитва! Иисус Христос уделяет ей огромное значение. Посмотрите, какие слова Он использует: "просите", "ищите", "стучите"! А какое обещание Он дает нам: "...всякий просящий получает...", Господь Иисус говорит, что, если даже родители, которые "злы" по своей натуре, не оставляют своих детей по плоти без хлеба, тем более Бог любви и милости не оставит мольбу своих детей по благодати.  
Обратим же особое внимание на слова Господа о молитве. Немногие из Его слов так часто повторяются, как слова: "просите, и дано будет вам..." Часто их повторяют бедные и необразованные люди, но что толку? Знать и следовать - разные понятия. Знание не спасет от вечного осуждения в последний день, а только увеличивает его.  
8 Что нам известно о словах "просите", "ищите", "стучите"? Это простые слова, и они понятны тем, кто действительно желает молиться. Но, к сожалению, желание молиться появляется редко. Обряды и церемонии заслонили то, без чего душа не может быть спасена.  
Молились ли вы когда-нибудь осознанно? Если нет, то прощения от Бога не будет, если только не покаетесь. Никто не осудит вас за то, что вам не под силу сделать, за незнание того, что знать вам не дано. Знать же следует одно: вас осудят, если только вы никогда не "просили" дать вам спасение.  
Вы действительно молились? Тогда продолжай те молиться, это не напрасный труд, плод придет в свое время. Никогда Бог не нарушал Своего обещания: "...всякий просящий получает..."   
  Отец Небесный даст Святого Духа просящим (9-11) 
Синодальный перевод 
Современный перевод 
9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?  
10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?  
11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. 
9 Кто из вас даст камень сыну, если он попросил кусок хлеба?  
10 А если он попросит рыбу, то разве отец даст ему змею?  
11 Вы дурные люди, но всё равно знаете, как приносить добрые дары своим детям. Насколько же больше добрых даров Отец ваш Небесный принесёт тем, кто просит Его!"  

Комментарии Женевской Библии 
11 если вы, будучи злы. Подразумевается, что человечество вообще греховно, поскольку даже те, кто зовет Бога Отцом, названы злыми. даяния благие. Это те дары, которые, по слову Иисуса, отличают Его учеников: праведность, искренность, чистота, смирение, мудрость. Тот, кто знает, что ему нужно, будет просить об этом Бога. Параллельное место у Луки (Лк11:13 "Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него.") ставит во главу угла самое главное даяние - Духа Святого. 


   
Делай другим, что хотел бы, чтобы они делали тебе; тесные ворота (12-14) 
«Золотое правило» христианства (12) 
Синодальный перевод 
Современный перевод 
12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.  
12 "Поступайте с другими людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами. В этом и заключаются закон Моисеев и учения пророков". 

Комментарии Женевской Библии 
12 поступайте и вы с ними. Так называемое "золотое правило" многие древние мыслители выражали в отрицательной форме ("не делайте другому..." и т.п.). Иисус же сделал его положительной обязанностью. Эта обязанность появляется в контексте разговора о благости Божией и о том, как охотно Он дает ее. 
Комментарии Джона Райла 
12 С этих слов начинается заключительная часть проповеди Иисуса Христа. Уроки, содержащиеся в этом отрывке, исполнены глубокого смысла. Обратимся же к ним.  
Господь полагает общий принцип взаимоотношений между людьми. Мы должны поступать с людьми так, как бы мы хотели, чтобы люди поступали с нами. Никто не говорит здесь о том, чтобы мы поступали с окружающими так, как они поступают с нами, потому что в основу такого поведения положен эгоизм, и язычество служит его идеологией. Нам надлежит поступать с людьми так, как бы мы хотели, чтобы они поступали с нами. Это - христианство.  
Воистину это золотое правило! Оно не просто запрещает всякую мелочную злобу и раздражительность, обман и хитрость - оно много шире. Общий принцип делает ненужными множество мелких правил поведения в той или иной ситуации. С его помощью каждый может узнать, что он обязан делать. Если мне не нравится, как ко мне относится мой ближний, тогда мне следует запомнить как он ко мне относится, и не относиться так же к другому. А есть ли в его отношении ко мне что-либо приятное для меня? Если да, то почему бы и мне не поступать с ним также. Скольких запутанных ситуаций удалось бы избежать, если бы все свято придерживались этого принципа!  


 Широкая и узкая дорога (13-14) 
Синодальный перевод 
Современный перевод 
13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; 
   
14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.  
13 "Войди в узкую дверь, которая открывает дорогу на небо. Я говорю тебе это, ибо широки ворота и широка дорога, ведущие к погибели, и множество людей следует по этому пути.  

14 Но узки ворота, и тяжела дорога, ведущая к жизни, немногие находят её".  

Комментарии Женевской Библии 
14 узок путь. Описывающие в розовых тонах христианскую жизнь и скрывающие, сколько в ней скорбей и трудностей, не следуют за нашим Господом (Деян. 14,22). Возможно, "лжепророки" (ст. 15) - именно те, кто отрицает, что путь этот узок и труден. 

Комментарии Джона Райла 
13 Далее, Господь предупреждает, что путь веры совсем не таков, каким себе его представляют многие. Не достаточно думать так, как думают другие, и поступать так, как они поступают. Христианину не к лицу следовать обычаям и плыть, так сказать, по течению. Господь говорит, что путь, который ведет к жизни - "узок", и "немногие" находят его. Однако путь, который ведет к вечной погибели, "пространен" и "многие идут" по нему.  
Это страшная истина! И слова, которые доносят ее нам, должны заставить многих задуматься: "По какому пути иду я? Господь говорит, что есть всего два пути, по какому иду я?" Не спешите, пусть Бог поможет каждому из вас дать ответ на этот вопрос.  
И если вдруг я обнаружу, что моя вера - это вера большинства, то мне следует задуматься. Если я говорю, что мой путь, как путь многих, а Богу я поклоняюсь, как все поклоняются, то произношу себе смертный приговор. А как иначе, ведь это путь "в погибель", а вера моя не может спасти!  

То, что мы исповедуем веру не популярную, и то, что не многие соглашаются с ней, не должно являться причиной для уныния. Нам следует помнить слова Господа о том, что врата на небеса тесны. Покаяние, вера в Иисуса и святая жизнь никогда не были популярны. Истинное стадо Христово никогда не было многочисленным. Непопулярность нашего вероисповедания не имеет ничего общего с чувством своей особенности. Подумайте, насколько лучше войти с несколькими людьми в жизнь, чем с тысячами в смерть!