Translate

Поиск по блогу

"Нагорная проповедь" Иисуса Христа. Мт.6:1-15 (Ч.4)


Оглавление к Части №4
ОТ МАТФЕЯ ГЛ. 6
Учение о милостыне (1-4)
О молитве (5-8)
"Отче наш..." (9-15)
«Не произноси имя Бога напрасно» (9)
Воля Бога (10)
Хлеб насущный (11)
Прости долги наши (12)
«Не введи в искушение...» (13)
Условие нашего прощения Богом (14-15)


ОТ МАТФЕЯ ГЛ. 6 
Учение о милостыне (1-4) 
Синодальный перевод 
Современный перевод 
1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.  
2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.  
3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,  
4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.  
1 "Остерегайтесь совершать богоугодные поступки при людях, иначе не получите вознаграждения от Отца вашего Небесного.  
2 Поэтому, когда подаёте неимущему, не трубите об этом, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы люди похвалили их. Истинно говорю: они уже достаточно награждены.  
3 Но когда подаёшь неимущему, пусть даже левая рука твоя не ведает, что творит правая,  
4 чтобы подаяние твоё было втайне. И тогда Отец твой, видящий тайное, вознаградит тебя.  

Комментарии Женевской Библии 
1 Иудейское благочестие предполагало три "дела праведности": милостыню, молитву и пост. Иисус подтверждает, что все это хорошо только тогда, когда совершается из послушания Богу и любви к Нему, а не ради мирской славы. 
2 лицемеры. В Новом Завете лицемер - тот, кто, считая себя благочестивым и праведным, прикрывает свою злонамеренность притворной добродетелью. Те, кого Иисус обличает в гл. 23, не подозревают о своем лицемерии. 
Комментарии Джона Райла 
1-4 Эта часть Нагорной проповеди содержит учение о милостыне и молитве. Евреи того времени относились очень серьезно и к тому, и к другому. И сегодня молитва и милостыня заслуживают особого внимания христиан.  
Следует отметитьчто Иисус Христос настаиваетчто все Его ученики должны давать милостыню . Точто милосердие обязательноне подлежит обсуждениюПомочь другим в нужде - обязанность верующегоно как должен верующий относиться к своей обязанностиИисус Христос отвечает на этот вопросОн осуждает эгоистические мотивыкоторые оскверняют подаяниеСколько людей заботятся о себе и не заботятся о БогеСколько людей пожалели фартинг для тела и души страждущихМогут ли они называться христианами? У доброхотно дающего Учителя должны быть доброхотно дающие ученики  


О молитве (5-8) 
Синодальный перевод 
Современный перевод 
5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 

6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.  

7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;  
8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.  
5 И когда молишься, не уподобляйся лицемерам, которые любят стоять в синагогах и на углах улиц и молиться напоказ перед людьми. Истинно говорю: им уже дана награда полная.  

6 Ты же, когда молишься, скройся в задней комнате и, закрыв плотно дверь, молись Отцу своему тайному, и Отец твой, видящий тайное, вознаградит тебя.  

7 И когда молишься, не болтай попусту, как язычники, которые считают, что будут услышаны благодаря своему многословию.  
8 Не уподобляйтесь им, ибо Отец ваш знает, в чём вы нуждаетесь, прежде, чем вы попросили Его об этом.  

Комментарии Женевской Библии 
5 См. статью "Молитва". 
7 не говорите лишнего. Это не противоречит тому, что сказано у Луки в гл. 18: следует просить у Бога того, что согласуется с Его волей, но не полагать, что на Него действует многословие. 

Комментарии Джона Райла 
5-8 Далее, наш Господь утверждает, что все называющие себя учениками Иисуса Христа будут молиться . Это само собой разумеющийся факт, и вопрос стоит не в том, будут они молиться или нет, а в том, как это лучше делать. Есть и еще один урок: не все, кто молится, - истинные христиане. Недостаточно молиться в воскресный день в церкви и с семьей по будням, необходима еще и личная молитва. Без такой молитвы мы будем членами Церкви Христовой лишь формально и никогда не сможем стать ее настоящими живыми членами. Какие же указания дает Господь относительно подаяния и молитвы? Их немного, и они просты, но над ними следует серьезно поразмышлять.  
Во-первых, при даянии не должно остаться никакого места для бахвальства . "...когда творишь милостыню, не труби перед собою..." Если ты даешь с тем, чтобы тебя видели, то ты не даешь совсем. Следует остерегаться показухи. Давать надо так, чтобы "левая рука твоя" не знала, "что делает правая". Чем незаметнее, тем лучше.  
Во-вторых, в молитве верующему необходимо быть один на один с Богом. "Ты же, когда молишься, войди в комнату", где ни одна живая душа, кроме Бога, не увидит тебя и где ты сможешь излить свое сердце перед Ним. Для многих сделать так, как учит Господь, довольно сложно, потому что ни у бедняка, ни у слуги нет комнаты, но тем не менее правило дано, и мы должны следовать ему. В данном случае нужда может сделать нас более предприимчивыми и изобретательными. Если человек хочет найти уединенное место для общения с Богом, он его найдет.  
Говоря о молитве или даянии, следует помнить, что мы имеем дело с испытывающим сердце и всеведущим Богом. "Отец твой, видящий тайное..." - говорит Христос. Любая формальность, любое притворство, любое телесное самоистязание отвратительно и бесполезно. Бог не считает, сколько денег мы дали или сколько слов сказали. Его взор обращен на мотив, который движет нами, когда мы молимся или совершаем даяния. Таким образом, Бог смотрит на состояние сердца дающего или молящегося.  
Будем же помнить об этом. Духовные рифы сокрыты, на них многие потерпели кораблекрушение. Потерпевшие успокаивали себя, что все у них хорошо, потому что они молятся и дают милостыню, они соблюдают все религиозные предписания. Но они забыли, что Бог взирает не на количество, а на качество. Его благоволение нельзя купить, как многие полагают, многократным повторением определенного набора слов или внесением денег в благотворительный фонд.  
Где мое сердцеМолюсь ли я для Бога или для людейДаю ли Богу или человекуПонимаю ли я точто Бог смотрит на меняДелаю ли для ТогоКто "видит тайное" и у Кого "все дела взвешены" (1 Цар. 2:3)? Искренен ли я? Эти вопросы следует задавать себе как можно чаще 

"Отче наш..." (9-15) 
«Не произноси имя Бога напрасно» (9) 
Синодальный перевод 
Современный перевод 
9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;  
9 А потому молитесь вот как: "Отец наш Небесный, да святится имя Твое.  

Комментарии Женевской Библии 
9-13 Обычно эту молитву называют Господней, но лучше назвать ее молитвой учеников. В ней семь прошений. В трех первых - просьба, чтобы Бог был  
прославлен, остальные четыре касаются того, что нужно для земной жизни. Вся молитва проникнута осознанием полной зависимости от Бога. 
9 да святится имя Твое. Не только создания Божий могут святить Его имя, но Бог Сам освящает Себя, будучи Святым Судьей и Спасителем. См. статью  
"Усыновление". 
Комментарии Джона Райла 
9 Всего несколько стихов, для прочтения которых не требуется много времени, но как важны они! Господь Иисус Христос дал Своим ученикам великолепный пример молитвы. Эту молитву обычно называют "Отче наш".  
Стихи, в которых записана эта молитва, - самые известные во всей Библии. В любом уголке света христиане знают их. Тысячи людей, которые никогда не видели Библии и не слышали истинной благой вести, знакомы с молитвой "Отче наш". Как прекрасен был бы мир, если бы эти слова были знакомы всем нам не по букве, а по духу!  
В Библии нет более простых слов и одновременно более сложных, чем эти. "Отче наш" - первая молитва, которую мы учим в детстве, потому что она проста. И в то же время она содержит все, что необходимо святым в Господе, и в этом ее полнота. Чем больше мы задумываемся над каждым словом этой молитвы, тем больше проникаемся чувством, что эта молитва от Бога.  
Молитва "Отче наш" состоит из десяти частей. В первой части говорится о том, кому мы должны молиться; три другие части касаются имени Бога, Его царства и Его воли; следующие четыре - это прошения о наших ежедневных нуждах: хлебе, прощении грехов, слабостях и подстерегающих опасностях. Две последние части касаются нашего отношения к другим людям и прославлению. В молитве нет слов "я" или "мой", но есть "мы" и "наш". Это говорит о том, что в молитве надо помнить не только о себе, но и о других. О каждой составной части молитвы можно написать богословский труд. Сегодня же мы кратко остановимся на каждой из частей и на уроках, которые можно извлечь из них.  
Итак, кому мы должны молиться ? "Отче наш, сущий на небесах". Ни святым, ни ангелам, но вечному Отцу Небесному, Отцу духов, Господу неба и земли. Мы называем Его Отцом в плотском понимании, потому что Он сотворил всех и вся. Апостол Павел сказал: "Ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род" (Деян. 17:28). Мы называем его Отцом в духовном понимании, потому что Он, будучи Отцом Иисуса Христа, примирил нас с Собою через смерть Своего Сына (Кол. 1:20-22). То, что святым Ветхого Завета казалось смутным и далеким, открыто нам. Мы дети Небесного Отца верою во Христа, мы "приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" Об этом следует помнить всегда. Без веры в кровь Иисуса Христа и в единение с Ним абсолютно бесполезно говорить об отцовстве Бога.  
Вторая часть молитвы "Отче наш" - мольба-благоговение перед именем Господа. "Да святится имя Твое". Имя Бога означает все Его характерные чертычерез которые Он явил намЕго могуществомудростьсвятостьсправедливостьмилость и истинуГоворя "святится", мы молимся о томчтобы имя Бога стало известно и прославляемоПрославление Бога - первоочередная задача христиан. С молитвой о прославлении обращался Иисус Христос к Отцу: "Отчепрославь имя Твое!" (Ин. 12:28). Ради прославления Бога был создан мир, и для прославления были призваны и обращены святыеПрославление - это то, к чему должен стремиться каждый христианин, "...дабы во всем прославлялся Бог" (1 Пет. 4:11).  
  
   
Воля Бога (10) 
Синодальный перевод 
Современный перевод 
10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;  
10 Да наступит Царство Твое. Да исполнится воля Твоя на земле, как на небе. 

Комментарии Джона Райла 
10 Третья часть молитвы - мольба о Божьем царстве. Под Его царством мы подразумеваем, во-первых, царство благодати и милости, которые Бог излил в сердца всех живущих верующих Своим Духом и Словом. Более того, под царством Божиим мы подразумеваем грядущее царство славы, которое придет с Христом в Его второе пришествие, и когда все "от малого до большого, будут знать Меня" (Евр. 8:11). Это будет то время, когда грех, печаль и сатана будут взяты из мира. Это будет то время, когда обратятся евреи и войдет полнота язычников (Рим. 11:25). Этого времени ждут все христиане.  
Четвертая часть молитвы - мольба о Божьей воле. "Да будет воля Твоя и на земле, как на небе". Мы молим о том, чтобы закон Божий был почитаем людьми с тою же готовностью, с таким же совершенством, как если бы люди были ангелами на небесах. Мы молим о том, чтобы те, кто не подчиняется закону Божьему, подчинился ему, а те, кто подчиняется ему, стали бы подчиняться лучше. Истинное счастье - подчиниться воле Божьей и молить, чтобы и остальное человечество сделало то же самое.  
  
Хлеб насущный (11) 
Синодальный перевод 
Современный перевод 
11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;  
11 Пошли нам хлеб насущный на каждый день  

Комментарии Женевской Библии 
11 хлеб наш насущный. Слово, соответствующее в греческом тексте русскому "насущный", неоднозначно, и его понимали по-разному: "каждодневный", "необходимый", "завтрашний" и даже "тот, который мы будем есть в Царстве Божием". Существует три основных богословских толкования этого понятия: 
1) сакраментальное - речь идет о хлебе, преломляемом в воспоминание о смерти Господа и представляющем тело Христово; 
2) эсхатологическое - речь идет о жизни в наступающем Царстве, и прошение это продолжает слова ст. 10: "Да приидет Царствие Твое"; 
3) прямое - речь идет о том, чтобы Бог удовлетворял ежедневные физические нужды молящегося. 
Комментарии Джона Райла 
11 Пятая часть - мольба о наших нуждах. "Хлеб наш насущный дай нам на сей день". Господь учит нас, что в повседневной жизни мы полностью зависим от Него. Израиль зависел от манны, мы - от хлеба. Но и то, и другое дает Бог. Говоря слова "хлеб наш насущный дай нам на сей день", мы признаем, что мы бедные, слабые творения, нуждающиеся в заботе нашего Господина. Моля о хлебе, мы просим обо всем, что нам необходимо для жизни.  
  
Прости долги наши (12) 
Синодальный перевод 
Современный перевод 
12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;  
12 и прости нам грехи наши, как мы простили тех, кто причинил нам зло. 

Комментарии Женевской Библии 
12 долги наши. Естественно, речь идет о духовных долгах. Христиане прощены Богом и потому сами должны прощать (18,32.33). Если не прощаешь других, не вправе претендовать на Божие прощение (ст. 14,15). 
Комментарии Джона Райла 
12 Шестая часть молитвы "Отче наш" - молитва о прощении долгов. Словами "прости нам долги наши" мы признаем, что являемся грешниками и что нам необходимо ежедневное прощение грехов. Это часть молитвы заслуживает более пристального внимания. Она осуждает даже саму мысль о самоправедности и отвергает возможность самооправдания. Господь учит нас исповедовать свои грехи пред престолом благодати. Не будем же забывать об этом.  
Седьмая часть молитвы говорит о том, как мы должны относиться к другим людям. Интересно, что это единственная часть молитвы, которую Иисус поясняет. Мы просим Отца: "Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим". Не надейтесь, что ваши молитвы будут услышаны, если в вашем сердце есть хоть немного злобы и досады на кого-либо. Молиться с подобными чувствами - значит лицемерить. Нет, это даже хуже, чем лицемерить, это значит сказать: "Не прощай мне вовсе". Без сострадания и любви молитвы ничего не стоят. Если мы не прощаем, то и нас не простят.  
  
«Не введи в искушение...» (13) 
Синодальный перевод 
Современный перевод 
13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.  
13 И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого".  

Комментарии Женевской Библии 
13 не введи нас в искушениеПрощенные уповают на Бога и не переоценивают себяОтец Небесный может испытать нас (4,1; Втор. 8,2), но не допустит искушениякоторое выше наших сил (1 Кор. 10,13). 
Комментарии Джона Райла 
13 Восьмая часть молитвы "Отче наш" - признание собственной слабости . "Не введи нас в искушение". Это значит, что мы можем упасть. Слова молитвы учат нас тому, что необходимо исповедовать свое несовершенство и просить Бога помочь устоять против греха. Мы просим Создателя неба и земли защитить нас от дьявола, который пытается погубить наши души, мы молим нашего Бога, "Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил" (1 Кор. 10:13).  
Девятая часть молитвы - просьба защитить от опасности . "Избавь нас от лукавого". Иисус Христос учит просить Бога о том, чтобы Он уберег нас от зла мира, от зла, которое еще осталось в наших сердцах, и, конечно же, от сатаны. Этими словами мы подтверждаем, что до тех пор пока находимся в теле, мы постоянно видим, слышим и чувствуем зло. Оно вокруг нас и внутри нас, и мы приходим к Тому единствен ному, Который может уберечь нас от зла и Который постоянно это делает. "Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла" (Ин. 17:15).  
И последняя часть - вознесение хвалы. "Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки..." Этими словами мы утверждаем, что земные царства находятся во власти Бога, что Ему и только Ему принадлежит вся "сила", что Он и только Он, достоин принять всю "славу". Мы приходим к выводу, что, принося жертву исповедания, мы отдаем Богу честь, прославляем и радуемся, что Он есть Царь царей и Господь господствующих.  
А теперь спросим самих себя, жаждем ли мы всего, о чем мы научены просить в молитве "Отче наш"? Боюсь, тысячи людей каждодневно повторяют слова этой молитвы, не задумываясь, что говорят. Их не волнует ни "слава", ни "воля", ни "Царство" Божии. Они не чувствуют зависимости, слабости и греховности, не видят опасности. В них нет любви к врагам, а так не должно быть. Будем же просить Господа о помощи, чтобы наши уста пели в унисон с нашими сердцами. Счастливы те, кто может назвать Бога Отцом не устами, а сердцем, данным Иисусом Христом, а потому они могут в конце молитвы с радостью сказать "аминь", соглашаясь тем самым с ее каждым словом.  


Условие нашего прощения Богом (14-15) 

Синодальный перевод 
Современный перевод 
14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,  
15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.  
14 Ибо, если вы простите людей за прегрешения их, то и Отец ваш Небесный тоже простит вам.  
15 Если же вы не простите тех, кто причинил вам зло, то и Отец ваш не простит вам прегрешения ваши.