Translate

Поиск по блогу

"Нагорная проповедь" Иисуса Христа. Мт.7:15-29 (Ч.7)



Оглавление общее
1. Матфея 5:1-12
2. Матфея 5:13-26
3. Матфея 5:27-48
4. Матфея 6:1-15
5. Матфея 6:16-34
6. Матфея 7:1-14
7. Матфея 7:15-29
8. Десять Заповедей + Доп.Статьи


Оглавление к Части №7
ОТ МАТФЕЯ ГЛ. 7
Лжепророки: "По их плодам..." (15-20)
"Не всякий, говорящий: Господи! Господи!" (21-23)
Господи! Господи!" (21)
Я никогда не знал вас (22-23)
Благоразумный и безрассудный строитель (24-27)
Муж благоразумный (24-25)
Человек безрассудный (26-27)
Иисус учит, как власть имеющий (28-29)



Лжепророки: "По их плодам..." (15-20) 
Синодальный перевод 
Современный перевод 
15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.  
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?  

17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.  
18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.  


19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.  
20 Итак по плодам их узнаете их.  
15 "Остерегайтесь лжепророков. Они приходят к вам в овечьем обличьи, а на самом деле они - свирепые волки.  
16 Вы узнаете их по плодам деяний: ведь с тернистых кустов не собирают винограда и с сорняков колючих не собирают фиг.  

17 Точно так же всякое хорошее дерево приносит хорошие плоды, а плохое дерево приносит плохие плоды.  
18 Хорошее дерево не может приносить плохие плоды, а плохое дерево не может приносить хорошие плоды.  

19 Всякое дерево, которое не приносит хороших плодов, срубают и бросают в огонь;  
20 и потому вы распознаете их по плодам их трудов.  

Комментарии Женевской Библии 
15 в овечьей одежде... волки хищные. Учение лжепророков может казаться весьма привлекательным и даже ортодоксальным. Лишь время покажет "их плоды" (ст. 16-20): это споры (1 Тим. 1,4), разделения (1 Тим. 6,4.5), разрушение веры (2 Тим. 2,18) и гибель от ереси (2 Пет. 2,1). 

Комментарии Джона Райла 
15 И наконец Господь Иисус предупреждает нас о лжеучителях в Церкви. Следует остерегаться "лжепророков". Связь между этими словами и предыдущими поразительна. Идущий по узкому пути должен остерегаться "лжепророков", которые появились еще в дни апостолов и посеяли семена ложного учения вдоль узкого пути, и из этих семян постоянно произрастает ложь. Мы должны быть готовы к встрече с ней.  
Господь Иисус Христос предупреждает нас не напрасно. Тысячи людей готовы поверить любой небылице, если она звучит из уст служителя церкви, при этом забывая, что служитель, как и прихожанин, может заблуждаться. Любое учение должно быть взвешенно на весах Священного Писания, и до тех пор пока учение соответствует Библии, ему должно следовать. "По плодам их узнаете их", - учит Библия. Здравое учение и святая жизнь - вот знаки истинных учителей. И нам об этом следует помнить. Ошибки наших учителей не могут служить извинением для нас. "...если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму" (Мтф. 15:14).  
Что может лучше всего защитить от ложного учения? Без всякого сомнения, регулярное изучение Слова Божьего с молитвой о водительстве Святого Духа. Библия дана нам, чтобы служить светильником ноге нашей и светом стезе нашей (Пс. 118:105). Человек, читающий Слово с благоговением, защищен от ошибок. А вот пренебрежительное отношение к Библии приводит к обожанию первого встречного учителя. Неграмотность не может служить оправданием нежелания изучать Библию. Обыкновенная лень и неохота обременять себя размышлениями о Слове Божьем - вот истинные причины. Ничто не приносит лжеучителям такой пользы, как наша духовная лень, скрытая под ризой смирения.  
Пусть же предупреждение Иисуса Христа не оставляет нас в покое. Не только мир, сатана и плоть являются врагами христианина, но и лжеучителя - волки в овечьей шкуре. Счастливы те, кто с молитвой склоняется над своей Библией, кто видит разницу между ложью и истиной. Разница эта существует, и мы призваны, чтобы отличать истину от лжи.  
   
  
"Не всякий, говорящий: Господи! Господи!" (21-23) 
Господи! Господи!" (21) 
Синодальный перевод 
Современный перевод 
21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. 
21 Не всякий, кто говорит, что Я его Бог, войдёт в Царство Небесное, а лишь тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного. 

Комментарии Женевской Библии 
21 Господи! Господи! Удвоение имени означало дружескую близость (Быт. 22,11; 1 Цар. 3,10; 2 Цар. 18,33; Лк. 22,31). Эта близость не основывается на субъективных ощущениях, не опирается на добрые дела и не подтверждается даже чудотворством. Она обретается только исполнением воли Божией. Для близости к Богу необходимо знать Его и быть познанным Им (1 Кор. 8,2.3). 
Комментарии Джона Райла 
Господь Иисус Христос завершает Нагорную проповедь захватывающими душу словами. От лжеучителей Он переходит к лжеверующим, от далеких от истины наставников к бегущим от истины слушателям. Это слово ко всем нам. Да будет милость Господня на то, чтобы мы применили эти слова к себе.  
Прежде всего, Господь обращает наше внимание на бессмысленность только внешнего исповедания веры. Не всякий, кто говорит: "Господи, Господи...", войдет в Царствие Божье. Не всякий, кто называет себя христианином, будет спасен.  
   
Я никогда не знал вас (22-23) 
Синодальный перевод 
Современный перевод 
22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?  

23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.  
22 Многие скажут Мне в тот великий день: "Господи, Господи, разве мы не пророчествовали от Твоего имени? Разве не изгоняли бесов Твоим именем и не совершили многие чудеса во имя Твое?" 
  
23 Тогда Я прямо объявлю им: "Я никогда не знал вас. Уйдите от Меня, беззаконники!" 

Комментарии Джона Райла 
Задумаемся над словами Иисуса Христа. Он говорит, что для спасения необходимо обрести нечто большее, чем большинство людей себе представляют. Каждый из нас может креститься во имя Иисуса Христа и хвалиться тем, что он христианин, он может обладать библейскими знаниями и быть совершенно спокойным относительно своего состояния, он может быть даже служителем церкви, может даже "многие чудеса" сотворить, но в то же время не исполнять волю Отца Небесного. Действительно ли каждый из нас истинно покаялся, истинно уверовал во Христа и живет смиренно и свято? Если нет, то небеса пройдут мимо нас, и мы будем ввержены в озеро огненное на вечные мучения. Но перед этим услышим страшные слова: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня..."  
День суда откроет нам много неожиданного. Надежды многих из тех, кто мнил себя великими христианами, рухнут. Гниль их веры будет явлена всему миру. Тогда станет ясно, что быть спасенным означает намного больше, чем исповедание себя христианином. Звание христианина должно быть подтверждено делом. Будем же помнить о великом дне и о словах: "Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы". Кем бы мы ни были, будем стремиться познать, кто мы есть.  
   
Благоразумный и безрассудный строитель (24-27) 
Муж благоразумный (24-25) 
Синодальный перевод 
Современный перевод 
24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;  
25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.  
24 "И потому тот, кто слышит эти Мои слова и следует им, будет подобен разумному человеку, построившему свой дом на скале. 

25 Пошёл дождь, и вода поднялась. Дули ветры и обрушивались на этот дом, но он не рухнул, ибо в его основании была скала.  

Комментарии Женевской Библии 
25 и пошел дождь. Дом благоразумного и дом безрассудного могут казаться одинаково прочными, но только до первой грозы (ср. Ис. 28,14-18). Аналогично и в жизни: испытание показывает, на каком "основании" человек строит свою жизнь.  
Комментарии Джона Райла 
24 Далее, Господь говорит о двух типах христианских слушателей . Первый тип - это те христиане, которые слышат и ничего не делает, второй - это те, которые слышат и делают. И те, и другие перед нами, и их пути ведут к соответствующим концам.  
Человек, слышащий христианское учение и следующий ему, подобен "мужу благоразумному, который построил дом свой на камне". Такого верующего не удовлетворяют рассуждения о покаянии, вере во Христа и о святой жизни. Он сам кается, верит во Христа, бежит от греха и стремится к святости. Таковы "исполнители слова, а не слышатели только" (Иак. 1:22).  
И каков результат? В час испытаний вера такого человека не подведет его. Волны болезней, печали, нищеты, разочарования и утрат напрасно бьют в гранитное основание дома. Душа человека стоит непоколебимо, вера его не пошатнется. На начальном этапе она могла стоить ему очень дорого, построение фундамента требовало многих сил, молитв и духовной борьбы. Но труд его не был напрасным, теперь он пожинает богатый урожай. Вера, которая может устоять во время испытаний, является истинной верой.  
  
Человек безрассудный (26-27) 
Синодальный перевод 
Современный перевод 
26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;  
27 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.  
26 А всякий, кто слышит эти слова Мои и не поступает согласно им, подобен глупцу, построившему дом на песке:  
27 пошёл дождь, и вода поднялась, подул ветер и обрушился на этот дом, и он рухнул с ужасным шумом".  

Комментарии Женевской Библии 
29 не как книжники. Книжники, как позже - раввины, учили, ссылаясь на то, что говорили прежние "учители". Авторитет их и власть опирались на традицию. Иисус учил по Писанию, опираясь на Собственный авторитет. См. статью "Учение Иисуса". 

Комментарии Джона Райла 
Человек же, который слышит и не предпринимает ничего, для того чтобы претворить в жизнь услышанное, подобен "человеку безрассудному, который построил дом свой на песке". Такого человека удовлетворяет слушание слова и размышление над ним, но далее этого он не идет. Он утешает себя тем, что у него, возможно, с душой все в порядке, поскольку он жаждет истины и у него есть духовные переживания. Но на самом деле он никогда не порывал с грехом, никогда не оставлял мирских забот и никогда не брал на себя крест христианина. Он слушатель слова и не более.  
И каков конец веры такого человека? Она рушится при первом порыве ветра испытаний. Вера оставляет его, превращаясь в руины, в церковный скандал, в бегство к язычеству или в жалость к самому себе. То, что дешево, как правило, плохого качества. Вера, которая обошлась нам почти даром и вся свелась лишь к слушанию, в результате окажется пустышкой.  
На этом заканчивается Нагорная проповедь Иисуса Христа. Подобной проповеди никто никогда не слышал и вряд ли услышит. Она так же волнует нас, как и тех, кто слышал ее из уст Господа. Мы принадлежим к тем, кто должен будет дать отчет о том, как мы восприняли уроки Иисуса Христа. То, как мы относимся к ним, дело очень серьезное. Иисус Христос сказал: "...слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день" (Ин. 12:48).  
  
Иисус учит, как власть имеющий (28-29) 
Синодальный перевод 
Современный перевод 
28 И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его,  
29 ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.  
28 Когда Иисус кончил говорить, народ был поражён Его учением,  
29 ибо Он учил их как имеющий власть, а не как законоучители.