Translate

Поиск по блогу

"Нагорная проповедь" Иисуса Христа. Приложение. (Ч.8)


 Назад, к Ч.7 от Матфея 7:15-29                                                

Оглавление общее
1. Матфея 5:1-12
2. Матфея 5:13-26
3. Матфея 5:27-48
4. Матфея 6:1-15
5. Матфея 6:16-34
6. Матфея 7:1-14
7. Матфея 7:15-29
8. Десять Заповедей + Доп.Статьи


Оглавление к Части №8
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Ад
Словарь Вихлянцева
ЗАКОН БОЖИЙ.
Библ. Энцикл. архимандрита Никифора
БРАК
Библ. Энциклопедия архимандрита Никифора
РАЗВОД
Библ. Энцикл. архимандрита Никифора
МОЛИТВА
Библ. Энциклопедия архимандрита Никифора
Об авторах
Греческий алфавит


  ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ 
Генри Геллея справочник 
Десять заповедей легли в основу еврейского закона. Четыре из них касаются нашего отношения к ближнему. Христос выразил их в двух заповедях: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя" (Лук. 10:27). 

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙИсход 20:1-17               
Некоторые комментарии и параллельные места 

1-я Заповедь Бога: 
1 И изрек Бог все слова сии, говоря:  
  
2 Я Господь, Бог твой, Который вывел
 тебя из земли Египетской, из дома рабства; 3 да не будет у тебя других
 богов пред лицем Моим.  
Второзаконие 6: 4-7 
4 Слушай, Израиль:  
 Господь, Бог наш, Господь един есть;  
5 и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.  
6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.  
7 и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; 

2-я Заповедь Бога: 
4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;  
5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня,  
6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.  
5-я кн. Моисея, Второзаконие 4:12-16  
12 И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только глас; 13 и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях; 14 и повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы входите, чтоб овладеть ею.  
15 Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, 16 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину,  
  
Комментарии с сайта Домнанебе.рф 
Заблуждение многих, исследующих заповеди нашего Господа в том, что Бог наказывает детей только за то, что их отцы провинились перед Богом. Но при внимательном чтении: Бог наказывает тех детей провинившихся отцов, которые сами продолжают ненавидеть Господа Бога. 

3-я Заповедь Бога 
7 Не произноси имени
 Господа, 
Бога твоего, напрасно,
 ибо Господь
 не оставит без наказания 
того, кто произносит имя Его напрасно. 
Матфея 6:9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится* имя Твое;  
*Греч.слa'giasyh'tv  
 освящать (отделять от обычных вещей и предназначать для Господа),  святить (почитать что-либо святым),  
посвящать (отдавать или предназначать для Бога, т.е. 
в святое употребление),  почитать святым, очищать, омывать; 

Справочник Генри Геллея 
Почитание Бога лежит в основе десяти заповедей. Христос считает наше почтение Бога основным правилом приближения к Богу, как указано в первом прошении молитвы Господней: "Отче наш!...да святится имя Твое". Приходится удивляться, что так много людей в своем ежедневном разговоре произносят имя Бога легкомысленно и напрасно. Десять заповедей воспрещает идолопоклонство. 

4-я Заповедь Бога 
8 Помни день субботний, чтобы святить его;  
9 шесть дней работай и делай всякие дела твои,  
10 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;  
11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. 
Комментарии Женевской Библии 
См. ком. к Быт. 2,4. Суббота является прообразом покоя, который обретается лишь во Христе (Мф. 11,28; Кол. 2,16.17). 
Быт.2:4 Комментарий Ж.Б. 
4 Описание каждого из шести дней творения завершается словами: "И был вечер, и было утро: день...", сразу после которых начинается рассказ о следующем дне. Следовательно, после слов: "...день шестой" все написанное далее относится к дню седьмому, который Бог "благословил" и "освятил" (см. 2,3 и ком.). Из дальнейшего повествования становится ясно, почему этот день выделен (освящен), Бог весь этот длинный день (который еще до сих пор не закончился) посвятил исключительно человеку. Осознавая это, человек тоже должен к седьмому дню недели закончить все дела свои, которыми он занимался в течение шести дней, благословить день седьмой и освятить его, т.е. посвятить его Богу. 

5-я Заповедь Бога 
12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. 
Комментарии Женевской Библии 
12 отца твоего и мать. Эта заповедь, а также подразумеваемое наказание, связанное с нарушением Божиего повеления, являются уникальными среди всех Десяти Заповедей. Почитание отца и матери, повиновение им детей являются источником благоденствия отдельных семей, целых поколений и всего народа Божиего. Крепкие своей нравственной связью и духовной общностью, такие семьи не только сохранят себя от распада, но и создадут прочное, долговечное общество. Распад семьи - признак близкой гибели всего народа, и, напротив, прочная семья - залог незыблемости общества. 

6-я Заповедь Бога 
13 Не убивай.  
Комментарии Женевской Библии 
Утверждается святость человеческой жизни. Никто, кроме Бога, не может даровать жизнь, никто, кроме Него, не имеет права посягать на нее. 

7-я Заповедь Бога 
14 Не прелюбодействуй. 
Комментарии Женевской Библии 
Прелюбодеяние является попранием установленных Богом брачных отношений (Быт. 2,24; Мф. 19,4-6). Кроме того, понятие прелюбодеяния связывалось с "хождением вслед чужим богам". 

8-я Заповедь Бога 
15 Не кради.  
Комментарии Женевской Библии 
Уважение к чужой собственности является уважением прав другого человека. 

9-я Заповедь Бога 
16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.  
Комментарии Женевской Библии 
Ср. Мф. 5,37; 12,36. 

10-я Заповедь Бога 
17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.  
Комментарии Женевской Библии 
См. Мф. 6,8: "знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду". Бог подает все необходимое для жизни. 
   

  ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТАТЬИ 
Ад 
Словарь Вихлянцева 
I. В Синод. пер. ВЗ словами "ад" и "преисподняя" переведено евр. слово шеол (3Цар 2:6; Иов 26:6; Пс 15:10 - "царство мертвых"; Иов 24:19 - "смерть"), а в НЗ ими же переданы греч. слова гадес и геенна. Два последних и нек-рые другие слова (напр., -> Аваддон) встречаются в тех греч. текстах, где речь идет о царстве мертвых, в к-ром умершие остаются до Страшного суда, а также о месте наказания, где осужденные грешники пребывают после суда (см. Откр 20:13 и след.).  
II: 1) слова шеол и гадес обозначают царство мертвых, подземный мир. Смерть, царство мертвых, А. и преисподняя - понятия тождественные (Ис 38:18; Ос 13:14; Откр 1:18; 6:8; 20:13 и след.).  
При этом царство мертвых изображается в Библии как пространство в глубинах земли (Иов 7:9; Пс 62:10; Ис 14:15; Иез 32:18). Так, Корей и его сообщники сошли в подземный мир (Чис 16:30,33), а Самуил вопрошает, для чего он должен выйти оттуда (1Цар 28:15, евр. глагол ала означает движение вверх). В НЗ также говорится о том, что Христос "нисходил прежде в преисподние места земли" (Еф 4:9), что Он проповедовал томящимся в темнице духам, мертвым (1Пет 3:19; 4:6).  
Иногда создается впечатление, что слово шеол означает просто могилу (Быт 37:35; 42:38; 3Цар 2:6; Иов 17:13-16), четкого разграничения с понятием "царство мертвых" здесь не существует. В шеоле нет "ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Еккл 9:10); мертвые молчат (Пс 30:18) и не славят Господа (Пс 6:6; 113:25; Ис 38:18)Шеол - это тьма, эфемерность, полужизнь; но, очевидно, сознание там все же присутствует (Ис 14:9 и след.).  
В царстве мертвых пребывают не только грешники (Чис 16:33; Иов 24:19; Пс 9:18; 48:14 и след.), но и праведники (Ис 38:10), ожидающие Божьей помощи и новой жизни (1Цар 2:6; Пс 15:10; 48:16; ср. Пс 72:24; Дан 12:13 -> Воскресение, II,АБ), ибо и шеол открыт для Бога (Иов 26:6; Притч 15:11; Ам 9:2), Господь присутствует и там (Пс 138:8).  
Только в Лк 16:22-26 определенно говорится о двух пространствах в царстве мертвых, разделенных "великой пропастью", что, однако, не мешает их обитателям видеть и слышать друг друга. В Ев. от Луки сказано, что праведники там утешаются, а грешники страдают;  
2) победа Иисуса Христа, проявившаяся в Его воскресении (Деян 2:27,31), распространяется и на подземный мир: Христос - Господь живых и мертвых (Рим 14:9), Он владеет ключами А. и смерти (Откр 1:18). Духам в темнице, мертвым, Он проповедовал Евангелие (1Пет 3:19; 4:6), а раскаявшемуся разбойнику Он сказал: "Ныне же будешь со Мною в раю" (Лк 23:43). 
Врата А. не одолеют Церкви Христовой (Мф 16:18), и уходящий из мира в вере будет пребывать со Христом (Флп 1:23). Смерть попрана победой Христа (1Кор 15:55,57). В конце времен после всеобщего -> воскресения царство мертвых опустеет (Откр 20:13). Тогда неправедные навечно останутся в "озере огненном" (ст. 15; 21:8).  
III. Об огненном А. (греч. слово геенна происходит от названия долины сыновей Енномовых) Иисус неоднократно говорит как о месте наказания осужденных Богом грешников (Мф 5:22,29 и след.; 10:28; 23:15-33; А. может быть обозначен и как тьма, Мф 8:12; 22:13; 25:30). А. - это "печь огненная", где будет "плач и скрежет зубов" (Мф 13:42,50), это неугасимый, вечный огонь (Мф 3:12; 18:8), где "червь их не умирает и огонь не угасает" (Мк 9:47 и след.; ср. Ис 66:24), это "мука вечная" (Мф 25:46). 
Огонь А. предназначен также в наказание -> дьяволу и его ангелам (ст. 41; ср. Откр 19:20; 20:10,15). Но в Библии нет указаний на А. как на царство, где властвует сатана (ср. Еф 2:2; 6:12). Трудно говорить о том, каковы временный границы адских мук. В библ. контексте А. связан с окончат. приговором, вечным поруганием и посрамлением грешников (Дан 12:2), что особо подчеркивает Божью милость к праведникам. 
   
ЗАКОН БОЖИЙ. 
Библ. Энцикл. архимандрита Никифора 
Для того чтобы распознавать добрые дела от худых, мы имеем следующие средства: закон Божий внутренний, или свидетельство совести, и закон Божий внешний, или заповеди Божий, О внутреннем законе Свящ. Писание говорит следующим образом: Они (т.е. язычники) показывают, что дело закона написано у них в сердцах: о чем свидетельствует совесть их, и мысли, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим 2:15). При внутреннем законе, существующем в сердце каждого из нас, дан еще и внешний закон, потому что люди не слушались внутреннего закона, и провождая плотскую греховную жизнь, заглушали в себе глас духовного закона: почему и нужно было напомнить его им внешне посредством заповедей. Для чего же закон? говорит ап. Павел, он дан после по причине преступлений (Гал 3:19).  
   
БРАК 
Библ. Энциклопедия архимандрита Никифора 
БРАК. Установление брака относится к первоначальному созданию человека. Видя, что не хорошо быть человеку одному, Бог сотворил ему помощника, соответственного ему (Быт 2:18). По учению Православной Церкви, брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется супружеский союз их в образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Что брак есть таинство, это видно из послания ап. Павла к Ефесеям (5:31,32). Подробнее о браке см. "Библейский словарь" Верховского стр. 230-236 и словарь протоиер. Солярского, т. IV, стр. 709-711.  
   
РАЗВОД 
Библ. Энцикл. архимандрита Никифора 
РАЗВОД (Вт 22:19, 24:1, Иер 3:8, Мф 19:7) или, иначе, расторжение брака. Развод был допущен законом Моисеевым в виду местных условий и при обстоятельствах, свойственных положению Евреев, как нации. Он был простым гражданским постановлением, чем по-видимому так многие из Евреев злоупотребляли, что с течением времени сделалось почти обычным мужу оставлять свою жену из-за всякой пустой причины. Около времен Иисуса Христа школы Гиллела и Шаммаи вели оживленный спор касательно расторжения браков; первая из них истолковывала закон Моисеев о разводах с крайнею легкостью, а последняя более согласовалась в этом с духом постановлений Моисеевых. Книжники и фарисеи предложили вопрос Иисусу Христу, "искушая Его: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?" Господь на сие ответил, что брачный союз должен быть свят и нерасторгаем, и если Моисей дозволил развод, то дозволил по жестокосердию народа, неспособного к кротости, терпению и самоотвержению (Вт 10:16, Деян 7:51, Рим 2:5, Мф 19:3-9). Только одно может давать право на развод - это нарушение супружеской верности и другие особенно важные причины, предусмотренные законами церковными. Всякий же развод, совершаемый по причинам легкомысленным, есть грех и не может быть дозволен.  
   
МОЛИТВА 
Библ. Энциклопедия архимандрита Никифора 
МОЛИТВА вообще есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу. Образцом для всех молитв или общею Христианскою молитвою несомненно должно назвать Молитву Господню: Отче наш и т.д. (Мф 6:9-13), которой Господь наш Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем верующим. Она разделяется: на призывание, семь прошений и славословие.  
   
Об авторах 
Алекса́ндр Влади́мирович Мень (22 января 1935Москва — 9 сентября 1990СемхозМосковская область) — протоиерей Русской православной церквибогослов, проповедник, автор книг по богословию, истории христианства и других религий, по основам христианского вероучения, православному богослужению. Публиковался в Брюсселе; на родине издавался с 1990 года: серия «В поисках пути, истины и жизни» (кн. 1-6, 1970—1983; псевдоним Э. Светлов), «Сын человеческий» (1969, псевдоним А. Боголюбов), «Таинство, слово и образ» (1980) и др. Убит. Обстоятельства, мотив и виновник этого преступления остались невыясненными.  

Архимандрит Никифор (в миру — Алексей Михайлович Бажанов; 16 мая 1832 — 15 декабря 1895) — священнослужитель Православной российской церкви, настоятель Высоко-Петровского монастыря, духовный писатель. Родился в 1832 году в Москве в семье диакона (позднее священника) церкви Спаса Преображения на Песках. Обучался в Московской духовной семинарии и после её окончания был назначен учителем, а с 1857 года — инспектором Перервинского духовного училища. 9 февраля 1864 года принял монашеский постриг с именем Никифор и 31 марта того же года назначен смотрителем Московского Донского училища. 25 марта 1887 года был возведён в сан игумена. 25 ноября того же года назначен настоятелем московского Высоко-Петровского монастыря, а 12 декабря — возведён в сан архимандрита 

Новая Женевская учебная Библия — одно из самых популярных изданий для изучения Писания. На русском языке издатели соединили русский синодальный перевод с богословскими комментариями и статьями Женевской Библии в русском переводе. Комментарии чрезвычайно полезные, простым русским языком поясняющие, о чем идет речь в Слове. Комментарии Женевской Библии в целом носят характер внеконфессиональных; а там, где речь идет о точке зрения какой-либо конфессии, обычно это оговорено.  


Англиканский епископ Джон Чарльз Райл (1814-1900). Благодаря своему мастерству просто и доступно объяснять библейский текст, Дж. Райл был очень популярен в свое время; не утратил он своей популярности и на сегодняшний день. Одним из современников Дж. Райла был Чарльз Сперджен, который очень ценил его книги.  




 Греческий алфавит



На данный момент применимы два правила прочтения:
·  Эразма Роттердамского (этатизм) - базируется на латинской транскрипции греческих слов. Данная система принята в классической филологии хотя существуют высказывания о её ошибочности.
·  Иоганна Рейхлина (итатизм) - основывается на византийской фонетике средних веков. Звучание большинства заимствованных славянами греческих слов, включая имена людей и географических названий, обязано именно этой системе.

Расхождения в звучании



























Прописные буквы употребляются в начале только такого предложения, которое начинается с красной строки или представляет собой прямую речь, а также в собственных именах, географических названиях, названиях народов. 
·  Буква Gg перед gkxпроизносится как [Н]. 
·  Согласный [С] в начале и в середине слова обозначается буквой s, а в конце слова – буквой w. 
Источник заметки о греческом алфавите: http://www.bible.in.ua/underl/index.htm?SUPP/learn.htm






 Назад, к Ч.7 от Матфея 7:15-29